Вряд ли о том разговоре вспомнила бы мама Миши Малафеева, если бы в школе он не увлёкся рисованием. Мальчишка просто не расставался с карандашами, красками и акварельными листами! Каждую свободную минуту бежал зарисовывать окрестные пейзажи, частенько мучил маму и бабушку, заставляя позировать для своих ученических портретных работ.
Акварель полюбилась Михаилу Малафееву уже тогда – за нежность, воздушность, «лёгкое дыхание». И узнав, что прекрасной акварельной школой славится Одесское художественное училище, отправился поступать туда, где некогда учились знаменитые художники: Исаак Бродский и Давид Бурлюк, Василий Кандинский и Леонид Пастернак, Митрофан Греков и Франц Рубо... Популярность училища была огромной, сюда приезжали учиться талантливые ребята с хорошей художественной подготовкой из всех регионов Советского Союза. Но строгие экзаменаторы (как когда-то старая цыганка) сумели разглядеть дарование в работах паренька из чернозёмной провинции.
После окончания училища Михаил Алексеевич возвращается на родину, работает в проектном институте «Центрогипроруда» в Белгороде. В группе промышленной эстетики молодой специалист занимался разработкой оформления интерьеров и архитектурой производственных и административно-бытовых зданий предприятий Курской магнитной аномалии. Почувствовав, что для работы в этой перспективной отрасли нужны профессиональные знания, Михаил Малафеев окончил вечернее отделение Белгородского технологического института строительных материалов по специальности «промышленное и гражданское строительство».
Любимую акварель, однако, Михаил Алексеевич никогда не бросал и даже участвовал в городских и областных выставках. Но о членстве в творческих организациях никогда не задумывался – просто писал от души и для души.
«Михаил Алексеевич – человек скромный, но очень твёрдый в отношении к искусству и к себе, – говорит о Малафееве член Союза художников России Виктор Иванчихин, с которым они вместе работали в «Центрогипроруде». – Именно у него я учился искусству акварели. Это особая техника: кто владеет ею, тот не хуже живописцев пишет и маслом. А уж акварельный портрет – вообще редкий жанр, которым Михаил Алексеевич владеет мастерски».
В начале 1990-х годов судьба Михаила Малафеева совершила резкий поворот. Впрочем, как и судьба всей страны… В новых экономических реалиях промышленная эстетика горнорудных предприятий мало кого интересовала, институт переживал не самые лучшие времена. Но как раз в эти годы при детских музыкальных школах стали открываться эстетические отделения. И Михаил Алексеевич в 1994 году поступает на работу в детскую музыкальную школу № 3 преподавателем изобразительного искусства, кроме того, сотрудничает и с детской школой искусств № 1 Белгорода.
Талантливый художник и инженер, Малафеев оказался и талантливым педагогом. Работая в школе, он разработал методическое пособие «Роль наглядных пособий в процессе обучения школьников изобразительному искусству» и выполнил к нему около 300 рисунков и акварелей по темам уроков для 1–5-х классов. Более того, Михаил Алексеевич стал автором учебных программ для 1–5-х классов и для дошкольного эстетического отделения. Ученики Малафеева участвовали в областных, российских и международных конкурсах, занимая призовые места. Многие выпускники школы окончили высшие учебные заведения по специальностям «дизайн и архитектура».
20 лет отдал педагогике Михаил Алексеевич – увы, годы и состояние здоровья берут своё. Зато у него, наконец, появилось время для занятий акварелью, участия в выставках. Первая персональная выставка Малафеева состоялась в прошлом году в Ракитянском дворце культуры, его работы были представлены и на областной выставке акварели в выставочном зале «Родина».
«Когда я увидел работы Михаила Алексеевича, обрадовался и расстроился одновременно, – признаётся председатель Белгородской организации Союза художников России Станислав Дымов. – Обрадовался открытию серьёзного профессионала, который отменно владеет и композицией, и техникой акварели. А расстроился, потому что слишком долго Михаил Алексеевич скрывал свой талант от широкого круга поклонников изобразительного искусства».
Теперь с работами Михаила Малафеева можно познакомиться на выставке «Времена года». В экспозиции фонда культуры представлено около 40 работ в технике акварельной живописи в жанрах пейзажа и портрета. Коллеги отмечают, что акварели Михаила Алексеевича удивительны: они прозрачны, наполнены светом, в них тонко схвачено настроение природы и человека, звучит проникновенная поэтическая интонация.
«Мне кажется, эти работы нужно смотреть под музыку Чайковского из цикла «Времена года», – говорит брат художника Пётр Алексеевич. – Настолько созвучны они по настроению! А после – читать прозу Ивана Бунина, умением которого создавать потрясающие душу картины природы Михаил восхищается с юных лет».
Выставка «Времена года» будет работать до 24 июля, а затем – с 15 по 30 сентября.