Работа воспитателя детского дома – особенно тяжёлая. Ведь сердце сироты зачастую одиноко. И когда ребёнок зовёт педагога – мама, никто даже не думает возражать…
В Белгороде прошёл финальный этап областного конкурса «Доброе сердце» среди воспитателей детских домов и реабилитационных центров для несовершеннолетних. Участие в нём приняли 12 педагогов. Всего же в Белгородской области двадцать учреждений, которые работают с детьми-сиротами и детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях.
Каждый участник представил жюри «визитную карточку» – рассказ о себе, работе и, конечно, опыте и успехах. Например, воспитатель из социально-реабилитационного центра Ивни Валентина Лысенко коснулась вопроса приобщения детей к природе. Идея ознакомления и бережного отношения дошкольников к природе возникла, когда педагоги заметили негативное иногда отношение детей к растениям, животным, насекомым. В центре создали все условия для реализации программы – живой уголок, зимний сад, огород.
Педагоги говорили о толерантности, методиках успешного воспитания детей, проблемах и способах их решения. Им было чем поделиться. Ведь у многих воспитателей опыт работы превышает 20 лет, а подопечные давно стали семьёй.
Задача Натальи Бугаевой из Весёлолопанского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ещё более сложная – необходимо не только поддерживать «особенных» воспитанников, но и развить их способности, постараться дать им путёвку в дальнейшую жизнь. Впрочем, она считает своими учителями именно этих детей.
«Они научили меня искать радость в каждом моменте жизни, смотреть вперёд с оптимизмом. Упорству и терпению моих воспитанников можно позавидовать».
У Натальи есть сын. Он тоже принадлежит к этой категории детей. Во многом именно это обстоятельство и подтолкнуло её к непростому делу. В 2012 году Наталья окончила БелГУ, стала специалистом по социальной работе. Сегодня учится в магистратуре, пишет статьи и делится опытом с другими.
В рамках конкурса каждый педагог представил свой мастер-класс. Воспитатели делились непростыми ситуациями с работы и искали пути их решения вместе. Ребёнок отказывается ходить в школу, делать домашнее задание? Подопечный убежал из детского дома? Решение всегда найдётся. Главное – инициативность и искренняя любовь к детям.
В итоге среди воспитателей детских домов области победителем стала Наталья Колмыкова из Прохоровского детского дома. В учреждении она работает более пятнадцати лет, с момента его основания. Воспитатель часто говорит: «Сироту пристроить, что дом построить». Тяжело. Ведь девочки, когда поступают в детский дом, даже не знают, что такое элементарный комфорт. Многие из них в прошлом – бродяги. А главная проблема выпускниц – потерянность в жизни. Очень часто под давлением обстоятельств девушки начинают паниковать, не стараются изменить ситуацию. Поэтому Наталья ведёт активную работу с воспитанницами старшего возраста. Об эффективности её работы говорят успешные результаты. Девушки учатся в университете, работают, строят планы на будущее.
«Воспитатель – моё призвание, – признаётся Наталья Колмыкова. – Я убеждена, педагог должен быть влюблён в своё дело. Понять ребёнка – вот искреннее желание настоящего воспитателя. Главный мой секрет успеха – развитие у детей любви к родине».
Победителей и призёров конкурса наградили памятными подарками. Кроме того, лучшие педагоги в течение года будут получать повышенную заработную плату. Они также смогут аттестоваться на более высокую профессиональную категорию.