Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 декабря 2013, 11:16
 Владимир Абросимов 1767

Солдат, хирург, писатель

Александра Пушкина можно было спасти - убеждён Заслуженный врач России Леонид Кузьмич Умрихин

  • Владимир Абросимов

Александр Сергеевич Пушкин мог бы прожить ещё долго и написать не одного «Медного всадника» – в этом убеждён заслуженный врач России, хирург с более чем 60-летним стажем Леонид Кузьмич Умрихин. Хотя в среде специалистов на этот счёт единого мнения нет…

После долгих уговоров корреспонденту «Белгородских известий» всё-таки удалось попасть в четырёхкомнатную квартиру Умрихиных – в типовой «хрущёвке» на Харьковской горе Белгорода. Комнатки крохотные, но везде чистенько, аккуратненько.

Дверь открыла супруга Александра Петровна – бодрая и общительная женщина. Вышел Леонид Кузьмич, стали здороваться. Поразила его рука – длинные крепкие ухоженные пальцы, пожатие – куда там и более молодым. А ведь ему на днях исполнилось 90 лет. За годы работы хирургом он выполнил более 10 тысяч успешных операций на всех частях человеческого организма, включая 6 тысяч операций сложнейших.

Родился Леонид Кузьмич 30 ноября 1923 года в деревне Большое Умрихино тогда ещё Ленинского района Курской области. Когда началась война, ему исполнилось 18 лет. Сначала он был в курском ополчении, оттуда его направили в учебную роту. После прохождения курсов он стал младшим командиром.

«В основном, – говорит он, – война – это тяжёлый труд, это лишения».

Защищал родную землю на Огненной дуге. 10-я стрелковая бригада воевала под Ельцом и Понырями. Солдаты рыли окопы, готовились к встрече противника. После разгрома немцев Умрихина перевели в 38-ю гвардейскую Лозовскую стрелковую дивизию.

Он вспоминает, как пешком шли к фронту. Шли день и ночь, отбиваясь от авиации противника. Шли на протяжении часа, затем отдыхали пять минут. Все падали и засыпали мёртвым сном.

«Мы шли через болота. Воды не было, – рассказывает Леонид Кузьмич. – Пили воду, выжатую из грязи. Кухня отстала, еды не было. Крупная техника тоже через болота не прошла. У нас были только винтовки. Немцы двигались вдоль шоссе и железных дорог. Нам надо было их обойти и зайти в тыл. Между Оршей и Витебском вступили в бой и несколько раз выбивали немцев из окопов. Усталость одолевала, люди просто падали от усталости, и вдруг на пригорке возник оркестр, который грянул марш. Мы приободрились, выровняли шаг и преодолели оставшийся участок пути.

Ночью вошли в лес. Нам не разрешили даже сесть, так как ждали немцев. Люди спали стоя. С рассветом пошли в атаку, выбили противника из-под железнодорожной насыпи. Дрались немцы отчаянно, просто так не сдавались. Мы залегли, и нас сложно было достать. Тогда немцы направили на нас бронепоезд. Несколько солдат испугались и побежали к лесу. Их сразу расстреляли из бронепоезда. Командир роты взял два ящика взрывчатки и ползком двинулся в хвост поезда с намерением подорвать рельсы, чтобы бронепоезду некуда было отходить. Но немцы его заметили. И бронепоезд ушёл в тыл. Мы продолжили наступление на станцию Шатилки. В этом наступлении меня ранило в голову и ногу».

Сейчас ранения Великой Отечественной войны сказываются – Леонид Кузьмич почти полностью потерял зрение, что для него, человека деятельного, просто катастрофа. Тем не менее вплоть до 2012 года Леонид Кузьмич преподавал хирургию в медицинском колледже НИУ «БелГУ».

Он был хирургом. Спас много жизней. И за это ему присвоено звание «Заслуженный врач России». Как преподаватель носит звание «Почётный работник среднего профессионального образования РФ».

Много лет проработал главным врачом Валуйской городской больницы и директором Валуйского медицинского училища. Благодарные больные и выпускники медицинского училища не забывают Леонида Кузьмича.

Свою первую операцию в качестве хирурга он помнит так, будто случилась она вчера.
«Привезли девочку с подозрением на аппендицит, – рассказывает ветеран. – Случай донельзя запущенный - какие в то время были дороги… Осмотрел девочку, понял – нужна срочная операция. А у нас в сельской больнице операционной нет. Позвонил в Острогожск опытному хирургу, рассказал о ситуации. Он посоветовал: оперируй, не откладывая! Благо кое-какие хирургические инструменты у нас имелись. Из обычной палаты перевели больных по другим местам. Уложили девочку на кровать. Больничную медсестру назначил сестрой операционной, а главврача - ассистентом. Сделал разрез – когда главврач увидел, что открылось, тут же грохнулся в обморок. Сестра – к нему, давай его откачивать. Я остался один. Кое-как высушил полость, звоню хирургу: так, мол, и так. Что делать дальше? А он мне отвечает: «Ты всё сделал правильно, продолжай, завершай операцию». Девочка выжила...»

Не удержался, спросил:

–А были ли в вашей практике неудачные операции?
–Да, – ответил Леонид Кузьмич, – не удалось спасти жизнь одному мальчику. До сих пор корю себя, хотя и было это очень давно. Тот случай меня научил многому. Прежде всего, серьёзному отношению к подготовке больного к операции.

Леонид Кузьмич и его супруга – постоянные читатели «Белгородских известий». Кроме того, почтенная супружеская чета живо интересуется современной мировой политикой, историей.
Заговорили о трагической судьбе исторических личностей – Багратиона, Пушкина, Ватутина. Все они умерли в результате ранений.

–Леонид Кузьмич, а вот как вы думаете, – спросил я, – если бы Пушкина после дуэли на Чёрной речке доставили к вам на операционный стол – он мог бы выжить?
– Трудно сегодня об этом говорить – у специалистов на этот счёт разные мнения. Но, судя по характеру ранения, лично я убеждён: если бы доставили в короткие сроки, его можно было спасти. Быть может, он успел бы написать и другие свои гениальные произведения. То же могу сказать и о судьбе полководца Петра Багратиона, и о нашем земляке Николае Фёдоровиче Ватутине. Но прошлое не вернёшь, история, как говорится, сослагательного наклонения не имеет. Нужно жить днём сегодняшним и думать о завтрашнем дне.

– Вот-вот, – говорю, – если думать о завтрашнем, давайте о нём и поговорим. С медицинским, так сказать, уклоном. Недавно услышал ошеломившую меня информацию: некоторые ваши коллеги считают, что 60-70 процентов людей умирают от неправильного питания. Что скажете на это?

– Думаю, коллеги недалеки от истины. Здоровое питание, здоровый образ жизни – это залог долголетия человека. Считаю главными угрозами нашему здоровью табак и алкоголь. Вот два фактора, которые необходимо избегать.

Право слово, не часто приходится журналисту беседовать с медицинскими светилами такого уровня. Тем более что Леонид Кузьмич реализовал себя и в качестве писателя. Он подготовил и издал две большие книги «Чтобы помнили… История хирургии в лицах». В них собраны биографические очерки о врачах-хирургах всех времён и народов. Только о самом Умрихине там главы не оказалось… Эти книги помог издать медицинский колледж НИУ «БелГУ». Уголок ветерана и заслуженного хирурга Умрихина есть в музее колледжа, в музее частной школы «Искорка» и в музее боевой славы средней школы № 40 Белгорода.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×