– Галина Анатольевна, что вы открыли для себя и других, когда создали театр с таким названием?
– Название родилось на одной из репетиций в далёком 1986 году. Когда я попросила ребят предложить свои варианты, оно пришло на ум девочке из первого состава театра, Оле Суковициной. Утвердили единогласно. Окно в искусство, в новый мир, друг в друга – каждый в нём видит своё. Моя задача – научить детей видеть в окне окружающий мир со всеми недостатками, но при этом находить в нём положительные моменты. От меня зависит то, что они увидят в окне: прозрачные капельки на ветках или просто дождь, под которым промокнешь.
– Как родился театр в маленьком сельском Доме культуры?
– В Тавровский ДК я попала по распределению. Пришла в школу и предложила старшеклассникам заниматься театром. Через год у нас с ребятами получилось создать спектакль «Остров пополам» Успенского и Хайта – про пиратов, про учёных, про вечную борьбу добра и зла, с песнями и танцами, с пальбой из пистолетов и беготнёй. Тогда никто не думал, что это продлится долго. Я находила единомышленников случайно: например, замечала на танцах парня и предлагала играть в театре. Так я нашла многих, кто потом надолго остался в коллективе.
– Нелегко, наверное, было начинать?
– Однажды мы ставили спектакль по комедиям Шекспира, и получилось так, что из спектакля вдруг ушли две ведущие актрисы. Выступать на фестивале нам нужно было через неделю, и я опустила руки. И вдруг ребята предложили мне взять на роль девочку, которая была в театре на подхвате, помогала с музыкой. Я рискнула и, когда увидела её работу на сцене, не пожалела. За неделю мы переделали весь спектакль. И эта неделя нам так много дала понять о нас самих! Мы поняли, что в этом мире возможно всё.
– Сколько всего удалось поставить спектаклей? Какие жанры предпочитаете?
– За всё время существования театра мы поставили 48 спектаклей. Я очень люблю сказки, несмотря на то, что многие относят этот жанр к детской аудитории. Например, последнюю сказку – «Царевна лягушка» Арсения Дежурова – мы сделали для взрослых. Она про любовь мужчины и женщины, с акцентами, проблемами, понятными старшей аудитории. К некоторым постановкам я придумываю некий новый жанр, например, спектакль «Курочка Ряба» обозначила как «дворовая неразбериха».
– А над чем работаете сейчас?
– Ставим спектакль Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы», для которого сделаны фантастические куклы. Так же, как и предыдущий спектакль «Совершенная волна», это очередной эксперимент, и мы не знаем, что из этого получится. Премьеру наметили на 7 января, ведь Рождество - особый праздник для нашего театра. У нас есть традиция – дарить в этот день зрителям премьеру. Два года назад мы поставили «Синюю птицу» Метерлинка.
– Галина Анатольевна, театр много путешествует по театральным фестивалям. Что это вам даёт?
– Благодаря фестивалям мы встречаем людей, которые готовы делиться с нами своим театральным опытом. Так, спектакль «Дикий» театра «Каламбур» из Харькова вдохновил нас своей пластикой, образным решением идеи. Театр «Синий краб» из Нижнего Новгорода с пластической постановкой «Алых парусов» поразил силой действия на сцене. Находясь под большим впечатлением от этих работ, мы создали свой пластический спектакль «Ундина» по повести В. Жуковского. На фестивале «Пространство юных» в Сочи впервые познакомились с контактной импровизацией.
– Как происходит рождение спектакля?
– Когда начинаю придумывать спектакль, то сначала у меня в голове возникают музыка и цветовые пятна. Если коллектив даёт добро на постановку пьесы, моя фантазия начинает активно работать, я «сочиняю» элементы костюмов, декорации. При этом никогда не придумываю спектакль в одиночку, он рождается в процессе репетиций. А вот звуковое оформление подбираю исключительно сама – чувствую, где и какая должна звучать музыка.
– Ваши ребята планируют связать свою жизнь с театром?
– Я очень рада, что никто из них не собирается стать актёром. Почему бы и нет? Ведь главное, какими они выйдут из моего театра. То, чем я здесь занимаюсь, наверное, нельзя назвать режиссурой. Я ставлю цели, отличные от целей режиссёра в профессиональном театре. Когда мои ученики сами запираются на сцене, не пускают меня в зал, а потом выдают новую сцену любви из спектакля «Совершенная волна», полностью переделанную, я настолько радуюсь этому, что перестаю вмешиваться в процесс.
– На недавно прошедшем в Белгороде фестивале детских и юношеских театров «На свет Щепкинской звезды» вы получили Гран-при за спектакль «Совершенная волна». Расскажите о нём...
– Я нашла пьесу Юлии Витковской «Совершенная волна». Она мне не сразу понравилась и была на время отложена. Но когда мы прочли повесть Серджио Бамбарена «Дельфин», то многие моменты в пьесе стали понятнее. И мы создавали спектакль путём синтеза пьесы и повести, а некоторые моменты сочинили самостоятельно. На фестивале в Ивановской области участников катали на аттракционах, мои ребята попали на батуты… И вот когда я увидела их, резвящихся и скачущих, то поняла, как надо ставить эту пьесу. Ведь если речь идёт о дельфинах и чайках, то хочется передать ощущение полёта! После встречи с депутатом областной Думы Геннадием Шипулиным нашему театру были подарены три огромных батута. Благодаря этому спектаклю, акценту на пластике, я увидела, как ребята изменились, подтянулись, научились владеть своим телом. Мы сейчас находимся в поиске совершенной волны, начинаем работать со вторым составом актёров спектакля, и думаю, что нас ждут перемены. У каждого есть своя совершенная волна, но кто-то удачно прыгнул пару раз и думает, что он её нашёл, а кто-то продолжает искать дальше и развиваться.
– Так что же является совершенной волной лично для вас? Удалось ли её найти?
– Если дети говорят, что знают, зачем выходят на сцену, то это – самая лучшая награда. В наших спектаклях мы передаём отношения, которые сложились внутри коллектива, где все любят друг друга, и каждый вздох на сцене – честный. После фестиваля мы возвращались домой, и дети спросили: «Галина Анатольевна, вот мы взяли Гран-при, и что с нами теперь будет?» Я ответила, что теперь я буду с ними работать в два раза жёстче, потому что это ещё один шаг к дальнейшему росту.
В театре «Окошко» занимаются две группы: младшая и средняя, в целом около 40 человек. Театр регулярно играет спектакли на сцене Тавровского СДК, участвует в фестивалях, где получает не только призы, но профессиональный опыт. Режиссёр со своими учениками постоянно находится в поиске «совершенной волны».