Неожиданные испытания
«Сегодня строится много дорог, домов, есть дефицит квалифицированных кадров. И мы надеемся, что после подобных конкурсов молодые люди будут охотнее делать выбор в пользу этих профессий, очень востребованных в настоящее время, – говорит замначальника департамента строительства транспорта и ЖКХ области Валерий Гридчин.
Конкурсанты и экскаваторы наготове: ждут отмашку, чтобы приступить к первому практическому испытанию – раскопке траншеи глубиной один метр. Критерии оценки знает каждый участник: ров и формируемая куча земли не должны выходить за заданные параметры, глубина – быть везде одинаковой, а скорость – максимально быстрой.
С задачей вырыть траншею все конкурсанты справились лихо, а вот остальные испытания для многих стали сюрпризом. Экскаваторщики должны были пройти дистанцию с препятствиями (змейку), забить в футбольные ворота мяч, перенести с одной точки в другую полное ведро воды, раздавить куриное яйцо и напоследок – забить металлический прут до определённого уровня.
«Экскаватор весит более десяти тонн, и вот представьте, насколько хорошо машинист должен управлять своей машиной, чтобы ковшом раздавить куриное яйцо, которое мы с вами можем разбить чайной ложкой. Вот именно такое мастерство мы и надеемся увидеть сегодня», – рассказывает начальник отдела управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области Андрей Филоненко.
Всё по-честному
После первого практического задания наступает черёд змейки. Участники стараются не задеть препятствия и пройти дистанцию максимально чисто. Экскаваторы кружатся в пыли, а их гусеницы всё сметают на своём пути – конкурсанты искусно маневрируют среди деревянных стоек и наконец останавливаются перед футбольными воротами. Ковш медленно опускается к мячу, машинист прикидывает силу удара и – гол!
Одним из первых завершает задание экскаваторщик с восьмилетним стажем Павел Пакин. Управлять экскаватором он научился, когда проходил службу в армии, в железнодорожных войсках. Забив мяч с третьей попытки, машинист наблюдает за тем, как это испытание проходят его соперники.
«Я в первый раз принимаю участие в подобном конкурсе и, честно говоря, не готовился вовсе. Всё здесь для меня впервые. Пока выступаю неплохо, по крайней мере мне так кажется. Войду ли в призовую тройку? Не знаю, вон ещё сколько заданий впереди, да и соперники сильные».
Кстати, у всех шести конкурсантов были разные экскаваторы.
«Экскаваторы делятся по категориям, в зависимости от мощности и размера ковша. Но все машины, на которых сегодня соревнуются машинисты, попадают в одну категорию, хотя и несколько отличаются по размерам, – объяснил председатель жюри, начальник отдела управления государственного строительного надзора Белгородской области Андрей Кочерженко. – Главное здесь не размер машины, а мастерство участников, то, как они чувствуют свою технику. Так что сегодня всё по-честному».
Танцуя в пыли
Страсти на строительной площадке подогревало полуденное солнышко и приближающийся последний этап практической части конкурса. За максимально короткий срок машинистам предстояло раздавить куриное яйцо ковшом экскаватора.
Первый участник справился с заданием за 17 секунд, с лёгкостью опустив ковш на скорлупу. Второй повторил его результат, а третий решил усложнить себе задачу и раздавить яйцо зубом ковша. Ему потребовалось целых 40 секунд, но зато его исполнение стало самым зрелищным.
«Пусть это и сложнее, но зато намного интереснее, – говорит участник Павел Курочкин-Суворов. В профессии он уже семь лет, а его отец ещё в советское время трудился на бульдозере. – Точно так же, зубом ковша, я могу забить и гвоздь. Главное – практика. Хотя специально к конкурсу я не готовился, только теорию чуть-чуть – в перерывах между работой. В таком соревновании участвую впервые, поэтому очень сильно волнуюсь. Хотелось бы, конечно, выступить получше, например пройти змейку почище... Здесь я в первую очередь для того, чтобы проверить свои силы».
За правильностью прохождения испытания следит жюри, а также пришедшие поддержать своих друзей зрители. Каждый пройденный этап сопровождается аплодисментами и восторженными возгласами болельщиков. И если кто-то ошибается или же опрокидывает ведёрко с водой, как это было во время одного из испытаний, то зрители мгновенно реагируют и переживают: дадут участнику ли вторую попытку?
Чувствовать свою машину
С заданиями практической части конкурсанты справились так быстро, что организаторы решили добавить участникам ещё одно испытание. Машинистам предложили вогнать в землю металлический прут до определённой отметки. Без учёта времени, под ободряющие возгласы болельщиков все участники с лёгкостью справились и с этой задачей. Практическая часть конкурса завершилась.
«В принципе, задания несложные, хотя мяч в ворота я забил только со второй попытки. Разволновался слишком, да и практики такой у меня нет. Хотя на работе мы каждый день встречаемся и с большими трудностями, – делится впечатлениями машинист экскаватора с 25-летним стажем Владимир Мацнев. – Почему я выбрал эту профессию? В молодости все что-то выбирали, я решил, что это мне подойдёт больше всего. Мне всегда нравились крупные машины, ну и экскаватор в их числе. Начинал работать на отечественной технике – ох и тяжёлая она была в управлении! Иной раз ковш не идёт, так и хочется выскочить из кабины да помочь ему – а нет. С современной же техникой всё просто. Она очень послушная, удобная. Хотя, конечно, всё зависит от машиниста – он должен чувствовать свою машину».
В результате победителем конкурса «Лучший строитель Белогорья» по профессии «машинист экскаватора» стал Павел Пакин. Второе место – у машиниста Павла Курочкина-Суворова, а третье досталось Александру Лащенко. Все призёры получили ценные призы и дипломы.
Фоторепортаж с соревнований смотрите здесь.