Выставка «Иван Айвазовский» – уникальный межмузейный проект. Произведения всемирно известного художника-мариниста из коллекций пяти музеев – Вологодской областной картинной галереи, Ярославского художественного музея, Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ивановского областного художественного музея, Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника – в формате передвижной экспозиции путешествуют из города в город. Белгород попал в их список благодаря хорошей дружбе с Ярославским художественным музеем.
«Творчество Айвазовского каждому из нас знакомо с детства. Белгородская область сухопутная, поэтому у многих из нас первое знакомство с морем произошло именно через его картины, – отметила на церемонии открытия экспозиции Наталья Братчина, заместитель начальника управления культуры Белгородской области. – То, что мы сумели включиться в такой грандиозный межмузейный проект, – это наша прорыв, наша победа».
В день открытия выставки немало ценителей живописи пришло приобщиться к творчеству «укротителя стихий». Из-за неожиданного наплыва посетителей устроителям пришлось сократить торжественную часть программы и открыть двери в выставочный зал раньше запланированного.
«Размещая экспозицию за закрытыми дверями, мы хотели сохранить интригу, – призналась директор Белгородского художественного музея Татьяна Лукьянова. – Для нас важно, чтобы каждый посетитель проникся неуловимым чувством восторга и волнения от неожиданной встречи с работами прекрасного мастера, виртуоза кисти».
«Айвазовский есть звезда первой величины не только у нас, но и в истории искусства вообще», – такую характеристику дал живописцу его тёзка и коллега, Иван Крамской.
Неукротимая волна, разбивающая в щепки корабль, бескрайняя украинская степь, древние египетские пирамиды – всё, что вышло из-под кисти Айвазовского, пропитано энергией гения.
Один из самых экспрессивных пейзажей на выставке – бушующий и клокочущий «Ниагарский водопад». Низкое небо, ревущие потоки воды, брызги и пена – такой художник увидел Ниагару во время своего визита в Америку в 1892 году. Он наблюдал за ней в разное время суток и сделал несколько карандашных зарисовок. По этим рисункам и прежде всего по памяти создал художник своё полотно.
С поразительной точностью описана «Буря на Азовском море в апреле 1886 года»: штормовые волны играют на холсте разными красками – жёлто-зелёной, мутновато-голубой, пепельно-серой, у горизонта – иссиня-чёрной. По словам устроителей выставки, добиться того, чтобы волна заиграла ярче, удалось при помощи небольшой хитрости – подсветки левых углов всех морских пейзажей.
Настоящей изюминкой экспозиции стали малоизвестные миниатюры И. К. Айвазовского: «Гурзуф», «Марина», «Ночь на море». Существует легенда о том, что такие картины художник нередко дарил своим друзьям… за обедом, в качестве главного блюда.
Отдыхает ли природа на детях и внуках гениев? В случае наследников Айвазовского – нет: из девяти внуков художника четверо пошли по его стопам.
Михаил Латри, старший внук, ученик Архипа Куинджи, писал свои пейзажи в духе «художников счастья», импрессионистов. Многие из его работ посвящены Крыму и Греции. Алексей Ганзен, сын средней дочери Айвазовского, отдававший предпочтение морским пейзажам, до революции 1917 года состоял на службе по Морскому министерству как художник Главного морского штаба России. Братья Николай и Константин Арцеуловы, несмотря на военную карьеру, не бросали увлечение живописью. Работы внуков Айвазовского также представлены на выставке.
В этот день многие посетители музея сошлись во мнении, что вернутся на выставку ещё раз – для того чтобы в спокойной, почти интимной атмосфере оценить глубину таланта художника.
Солидарен с ними и Станислав Дымов, председатель Белгородского отделения Союза художников России:
«Лучшие работы Айвазовского я видел в Третьяковской галерее или в Русском музее. Но, когда приезжаешь туда, хочется посмотреть всё. Сейчас же у нас есть потрясающая возможность посмотреть уникальную выставку, которая представлена почти 30 работами. Конечно, сегодня этого сделать полностью не получится. Работы такого художника нужно рассмотреть отдельно, без шума, и определить для себя ценность встречи с Айвазовским».
Посмотреть на шедевры живописи художника в Белгородском художественном музее можно до 17 августа.