Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 сентября 2014, 10:23
 Михаил Лысов, член Союза журналистов России 590

Приехали!

Пассажиры городских маршрутов всё чаще критикуют общественный транспорт

  • Михаил Лысов, член Союза журналистов России

Пассажирский транспорт областного центра находится в состоянии перемен.

Вместо привычных «ПАЗиков» на маршруты выходят новые экологичные автобусы, на приобретение которых городские власти потратили сотни миллионов рублей. Новые троллейбусы также стали привычной реальностью областного центра.

Перемены грядут – и это понятно всем, кроме самих водителей, имеющих в собственности или в аренде «ПАЗики», «ГАЗели» и ещё невесть откуда привезённые транспортные средства –некоторым из них уже пора бы и на свалку. Вот недавняя информация областного ГИБДД: только за одну неделю в области на дорогах выявлено 86 неисправных автобусов. Эксплуатацию 80 из них запретили. Задержаны 12 автобусов, не прошедших технический осмотр. К административной ответственности привлекли 416 водителей автобусов. 25 из них нарушили правила проезда пешеходных переходов, 12 не соблюдали требований дорожных знаков и разметки. Кроме того, 7 водителей превысили скорость, 10 пренебрегли требованиями к перевозке пассажиров и 13 – правилами стоянки и остановки.

В то же время на электронных табло в пассажирском транспорте бегущей строкой беспрерывно идёт объявление: на постоянную работу требуются водители автобусов и троллейбусов. Кандидатам обещают высокую зарплату, бесплатный проезд в муниципальном транспорте, полный соцпакет и даже бесплатное горячее питание. Но если объявление идёт непрерывно, значит, желающих польститься на эти прелести немного. Почему?

«Шумахеры»

«Вообще обнаглели! Где вас таких только берут?» – так люди обращаются к очередному «шумахеру», чуть не растягиваясь по салону при резкой остановке. Действительно, водители, будто насмотревшись фильмов про гонки, давай гонять по нашим дорогам. А какие выделывают пируэты на остановках, когда перед автобусом тормозит другой, высаживая пассажиров!

«Чёрные списки» в Интернете изобилуют возмущёнными комментариями пассажиров. Жалуются, в том числе на соотношение стоячих и сидячих мест в современных автобусах: основная масса пассажиров вынуждена ехать стоя, судорожно хватаясь за висящие где-то высоко поручни. Не хвалят и стиль вождения. В ответ некоторые водители автобусов сетуют на сложности управления новыми «НЕФАЗами».

Примеры и антипримеры

Автор этих строк часто наблюдает, как ездит по маршруту № 15 молодой водитель. Его отличают от многих собратьев по транспортному цеху несколько приятных особенностей. По мобильному телефону в дороге не разговаривает. Всегда одет в отглаженную одежду, чисто выбрит, аккуратно причёсан. И это при том, что в свой первый рейс от школы № 43 в сторону аэропорта он отправляется в 5 часов 10 минут. Постоянные пассажиры узнают парня на расстоянии, женщины тепло говорят о нём: сегодня «наш мальчик» приехал.

Однако гораздо чаще пассажиры высказывают недовольство. «Водители одеты кто во что горазд – ну что это за водитель, когда сверху приличная синяя рубашка, брюки или джинсы и шлёпки, одетые на носок! – сетует в Интернете жительница областного центра Ольга Касьянова. – А что уж говорить о культуре обслуживания! Водитель может нахамить, в остановку не заезжает, высаживает людей с полосы движения в лужу…»

Не автобусники?

По понятным причинам сотрудники сферы пассажирского транспорта не любят называть себя в беседе с журналистами. Зато на условиях анонимности порой рассказывают весьма интересные вещи. Двое водителей автобусов в общении с корреспондентом «Белгородских известий» заявили, что на работу их приняли вовсе не водителями автобусов, а водителями неких автомобилей. Казалось бы, какая разница? Довольно существенная, если верить собеседникам. Водитель автобуса и получать должен побольше и выйти на пенсию может пораньше. Пользуясь этим нехитрым юридическим нюансом, приходящих на работу водителей убедительно просят: в заявлении напиши, что устраиваешься на работу водителем автомобиля, а не водителем автобуса. И пишут, говорят собеседники, а куда деваться?

Между прочим, а кто мешает организаторам нашего общественного пассажирского транспорта повесить в каждом транспортном средстве табличку: вас обслуживает водитель такой-то? Право слово, не слишком это затратное мероприятие, особенно, если заменить часто мелькающие перед глазами надписи вроде «К водителю руками не прикасаться» или иные образчики «остроумия». А водителей это наверняка дисциплинировало бы.

Маршрутка в осаде

На днях я поневоле оказался участником сидячей забастовки. Внезапно дождь полил как из ведра. А доехать нужно было из Майского до Белгорода. В девять вечера промокший до последней нитки кое-как добрёл до конечной остановки 102-го маршрута. Там уже стоят трое: семья с сыном лет 10-12. Тоже испытавшие все прелести ливня.

Спрашиваю:

– Доехать ещё как-то можно до Белгорода?

Словоохотливая женщина объясняет:

– В десять часов должна быть дежурная 102-я маршрутка.

Стали ждать на промозглом, сыром ветру. В половине десятого подкатывает маршрутка, высаживает пассажиров, захлопывает дверь. Бойкая женщина – к водителю:

– Ехать будете?

– Незачем мне ехать, – отвечает он.– Сам я живу в Майском, зачем мне колесить туда-обратно? Ждите, в десять часов должен быть дежурный автобус.

Однако вымокшие и обозлённые пассажиры буквально штурмом взяли салон микроавтобуса и заявили:

– Из салона мы не выйдем, пока не подойдёт обещанный дежурный автобус!

В десять часов, разумеется, никакого автобуса не случилось, и водитель осаждённой пассажирами маршрутки сквозь сжатые зубы выдавил:

– Платите, поедем…

В тему

Тем временем пассажиры продолжают отводить душу в Интернете. «Почему, скажите на милость, уважаемые автобусные начальники, ни на одной остановке не вывешены расписания движения транспортных средств? – пишет один из пользователей. – Казалось бы, ничего нет проще. А если бы на этих табличках был указан действующий номер телефона, по которому можно было бы сообщить о нарушениях, то цены бы им вообще не было бы…»

А здесь и ещё одна проблема: автобусная сумятица на остановках, особенно в часы пик. Почему в начале остановочных комплексов, особенно оживлённых, постоянно скапливается громадная пробка из больших и малых «пассажировозов»? Может быть, стоит упорядочить и прописать распределение автобусов по всей протяжённости остановочного кармана, хотя бы по маршрутам или по классу вместимости? К слову, соответствующая инициатива пару лет назад появлялась на сайте «Народная экспертиза». Как следует из протокола поручений, данных заместителем мэра по управлению проектами Виталием Чехуновым 22 февраля 2013 года, группе ответственных лиц поручалось «сформировать рабочую группу и провести предпроектное исследование по разработке пилотного проекта «Цивилизованная остановка» на базе существующей остановки с наибольшим пассажиропотоком». Срок исполнения – 25 марта прошлого года. В итоге ответственные лица пришли к выводу, что «реализация идеи целесообразна в рамках текущей деятельности». По всей видимости, «текущая деятельность» продолжается и поныне.

Вопросы и «ответы»

Прежде чем опубликовать на страницах «Белгородских известий» эти заметки, мы направили запрос на имя директора МУП «Городской пассажирский транспорт» Игоря Мялицына, в котором задали вопросы, которые интересуют горожан:

1. Каким образом и в какие сроки предполагается обновление подвижного состава пассажирских перевозок в г. Белгороде?

2. Какова ситуация с кадровым обеспечением городского пассажирского транспорта и её перспективы?

3. Каким образом регулируется порядок размещения транспортных средств на остановочных комплексах?

4. Есть ли необходимость размещать в автобусах данные о водителе: фамилия, имя, отчество?

5. Есть ли необходимость устанавливать на остановочных комплексах таблички с расписанием (графиком) движения транспортных средств?

«Для получения интересующей Вас информации в полном объёме с указанием конкретных сроков и исполнителей просим обратиться в курирующий наше предприятие департамент городского хозяйства администрации города Белгорода», – таков был первый ответ автобусного начальника.

Однако мы не последовали его совету и попросили городскую прокуратуру провести проверку и принять меры по фактам неисполнения закона «О средствах массовой информации». После принятия мер прокурорского реагирования в редакцию поступил едва ли не самый лаконичный ответ за всю историю нашей газеты. Его мы приводим дословно, потому что, по нашему мнению, в этом ответе в концентрированном виде сосредоточено всё отношение руководства муниципального предприятия даже не к редакции областной газеты - к пассажирам, которых они перевозят:

«1. При выделении финансирования из бюджета.

2. Предприятию требуются водители, о чём размещены объявления и информация в службе занятости населения.

3. Согласно утверждённому расписанию и ПДД.

4. Данные о водителе (Ф.И.О.) размещены в соответствии с Правилами пассажирских перевозок.

5. В рамках проекта «Умная остановка» предусмотрена установка электронных табло с расписанием движения транспортных средств».

Направляя запрос в МУП «Городской пассажирский транспорт», мы закончили его этикетной фразой: «Заранее благодарны за исчерпывающие ответы на поставленные вопросы». Поторопились, получается, с благодарностью.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×