Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 сентября 2014, 13:28
 Виктория Передерий 2961

Эхинацея с мёдом

Белгородские учёные изобрели препарат, который открывает новые возможности в укреплении иммунитета

Эхинацея с мёдом Кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии Олег Гудырев. Фото Вадима Заблоцкого
  • Виктория Передерий

Хорошая новость: учёные НИУ «БелГУ» запатентовали изобретение, которое относится к области медицины и предназначено для иммунокоррекции. Чтобы узнать подробности, мы отправились в университет.

«Прижизненный» микроскоп

Лаборатория Центра доклинических и клинических исследований НИУ «БелГУ» находится в подвальном помещении. Но вот оборудованием, которое имеется в этой лаборатории, могли бы гордиться лучшие научно-исследовательские центры. Чтобы закупить необходимую технику, потребовалось 160 миллионов рублей.

Общаться с учёными чрезвычайно интересно, но, поверьте, непросто. Во время беседы с доктором медицинских наук, профессором Михаилом Владимировичем Покровским я чувствовала себя второгодником-студентом.

Первым делом мы отправились в вивисекционный отдел – место, где проводят операции животным под наркозом. Оборудована она не хуже, чем современная операционная для людей. Следующее помещение оказалось крысиной лабораторией. С помощью специального прибора, действие которого напоминает полиграф, учёные отслеживают, как действует то или иное лекарство на состояние плода во время беременности.

Есть в лаборатории аппарат, позволяющий поддерживать жизнь в изолированных органах подопытных животных. Это настоящая фантастика: видеть, как ритмично работает сердце в специальном растворе. Но сегодня всё это – уже вчерашний день науки. Имеется здесь кое-что и покруче. Например, удивительный микроскоп, который так и называется – «прижизненный», он позволяет наблюдать за живыми клетками в организме.

В другом помещении стены до самого потолка закрывали стеллажи с клетками, в которых сидели хвостатые грызуны. За состоянием среды их обитания постоянно следит автоматическая система, периодически вентилируя клетки. Здесь находится порядка четырёхсот животных. Все эти маленькие жертвы научных экспериментов вынуждены отдавать свои жизни за человека. Они первыми принимают на себя действие новоизобретённых лекарственных препаратов.

В прошлом году в новосибирском Академгородке появился памятник лабораторной мыши – как знак благодарности от лица эксплуатирующего её человечества. Кстати, сам Михаил Владимирович как-то забрал домой подопытное животное – собаку породы бигль. Теперь это его любимый домашний питомец. Он же, кстати, и подтолкнул профессора к созданию нового способа иммунокоррекции, о котором мы поговорим чуть позже.

Хромотографическая лаборатория

А за грызунами приходит очередь испытывать препарат на человеческих добровольцах.

«Здесь изучается фармакокинетика, то есть действие лекарства после того, как оно попало в пищеварительный тракт человека, – объясняет профессор Покровский, когда мы заходим в следующее помещение. – В какие ткани проникает вещество, скорость всасывания, распределение по органам – всё это и многое другое исследуется в хромотографической лаборатории. Все исследования мы проводим на добровольцах».

Обычно участвуют 24 человека, которые одновременно принимают лекарственный препарат. А потом через определённые промежутки времени у них берут пробы крови, чтобы определить концентрацию в ней тех или иных веществ. Выбирают испытателей, оказывается, из специального банка данных. Туда может попасть здоровый человек, не принимающий никаких лекарств, в возрасте от 18 до 35 лет. Сортируют добровольцев по генетическому типу в зависимости от полиморфизма. Что это такое, объяснить несложно. Каждый человек уникален, и его уникальность отражена в его личном генетическом коде. Гены у разных людей «почти что похожи», но имеются небольшие нюансы, которые делают нас всех такими разными. Это индивидуальное различие и обусловлено ДНК-полиморфизмами. В стерильном боксе, куда заходить посторонним нельзя, располагается чудо научной мысли – аппарат «Флюидигма», который определяет полиморфизм генов.

 

Руководитель лаборатории фармакокинетики Татьяна Автина.
Руководитель лаборатории фармакокинетики Татьяна Автина.
Фото Вадима Заблоцкого

Природный стимулятор

Научный коллектив, возглавляемый профессором Покровским, три года назад почти в полном составе переехал в Белгород из Курской области. Михаила Владимировича удивило трепетное отношение к пчёлам в нашем регионе. Он впервые только здесь услышал слово «пчелопарк». И побывать впервые ему довелось в таком парке только у нас в области.

«Гуляя с собакой, я обратил внимание, что пёс любит есть траву – свежую траву, – рассказывает Михаил Покровский. – А в аптеках продаётся её сушёный аналог, то есть сено, либо спиртовой раствор. Но ведь мёд – прекрасный натуральный консервант. Мы провели эксперимент: сравнили эффективность действия дорогостоящего иммуностимулирующего препарата, сухих листьев эхинацеи и свежего сока эхинацеи с мёдом. Оказалось, что применение свежего сока даёт высокий иммунокоррекционный эффект. Его можно принимать при самых различных проблемах со здоровьем, да и для профилактики. Он интересен своей доступностью. Условно говоря, на бочку мёда требуется щепотка эхинацеи».

С профессором Покровским над новым способом иммунокоррекции работали его коллеги: Николай Грибанов, Татьяна Покровская, Анна Арустамова, Мария Затолокина, Владимир Кочкаров, Михаил Корокин, Олег Гудырев.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×