Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 мая 2014, 11:06
 Виктор Овчинников, сопредседатель БРО МО «Всемирный Русский Народный Собор» 983

Соборный труд

Земство объединяет людей для улучшения жизни на местном уровне

  • Виктор Овчинников, сопредседатель БРО МО «Всемирный Русский Народный Собор»

Среди крупных круглых исторических дат 2014 года особое место занимает отмеченное в апреле этого года 150-летие учреждения земств в России.

На фоне сложных мировых проблем, насущных социально-экономических вопросов развития России вполне может показаться, что разговор об историческом наследии земского движения – это лишь дань уважения современников великой эпохе плодотворного труда земцев на благо процветания России.

Но это действительно только на первый взгляд, так как заложенные традиции земского движения на самом деле дают огромный шанс современной России аккумулировать всё самое прогрессивное, передовое, активное и инициативное, что проявляется в деятельности во благо решительного улучшения жизни на местном уровне.

Разумеется, сегодня этот местный уровень совершенно иной, чем в 1864 году, когда был дан старт второй земской реформе императора Александра II (её первый этап относится к мероприятиям царя Ивана IV Грозного). Если в 1860-е гг. более 90% населения России проживало в сельской местности и было связано с крестьянским бытом, то сегодня в крупных городах проживает 38 млн человек, а в посёлках и сёлах 40 млн (остальные из 143 млн граждан России живут в малых и средних городах).

Однако структура населения страны сегодня, как и в прошлом, не главный аргумент «за» и «против» земств. Не аргумент и то, что из 23 тыс. муниципальных образований страны 18822 сельских. Суть в том, что сегодня есть объективная необходимость не только в решительном улучшении материальной и социальной жизни людей на местном уровне, но, прежде всего, в наполнении жизни сообществ людей духовным общежительным смыслом, который подвергается угрозам со стороны «общества потребления» и «дикого капитализма». Потребление многочисленных социальных «товаров и услуг», созданных властью в центре и на местах, - это лишь одна сторона вопроса. И не самая главная. На первом этапе увеличивающиеся блага вызывают восторг населения, но в дальнейшем порождают не только всевозрастающие потребности и требования к власти, но и иждивенчество, паразитизм, равнодушие, неуважение к созданному. Каждый белгородец постоянно сталкивается с примерами, когда созданную окружающую нас красоту «засоряют и замусоривают» – и это мягко сказано.

Но и это полбеды. Беда в том, что возможности государства, властей на местах ограничены возможностями бюджетов разных уровней. А следовательно, насущные вопросы местной жизни могут решаться в определённой очерёдности, в длительной перспективе, а это, естественно, вызывает недовольство людей, влияет на качество человеческих отношений.

Проблема ресурсов у земств была не меньшей, чем у сегодняшних властей на местах. И решена она была не с помощью «земских сборов» и городских налогов. Они были лишь механизмом концентрации ресурсов. Главное – земское движение породило огромный экономический прогресс российской деревни после реформы 1861 года. Принято считать, что земства собирали деньги и тратили их на образование, медицину и богоугодные дела. Между тем главное состояло в другом: земская идея породила всплеск десятков тысяч самых разнообразных промышленных и сельскохозяйственных заведений в крестьянской России, включила миллионы людей в предпринимательскую деятельность, и в результате через сборы и налоги были сформированы немалые бюджеты земств. Именно этот экономический взлёт на местах и запечатлела уникальная земская статистика.

За 50 лет, с 1864 по 1914 год, земства преобразили крестьянский мир России, страна сделала небывалый рывок в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, медицине, развитии дорог и социальной инфраструктуры. Земства не формировали иждивенчества, потому что и «земские гласные», и земские крестьяне «вкалывали до седьмого пота», чтобы выдать на гора необходимые суммы на земские нужды. Следует признать, что земской реформе удалась и ещё одна задача. Сотни тысяч представителей разночинной интеллигенции получили объект для приложения сил, занялись полезной работой, а «не обучением крестьян социализму». Имена многих из земских активистов – неизученный пласт нашего наследия. Следует признать, что сегодня государству пока ещё не удаётся найти сферу приложения сил для миллионов общественников, и по стране медленно, но растекается «болотная жидкость».

В современном земском движении положительно выделяется белгородский опыт земского устроения. Об этом ярко говорилось на международной научно-практической конференции «Земские учреждения и местное самоуправление: история и современность», которая состоялась в Москве 21-22 апреля 2014 года в МГУ им. М.В. Ломоносова по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В приветствии Президента РФ В.В. Путина, Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, в базовом докладе председателя Совета Федерации В.И. Матвеенко, в выступлениях членов правительства страны, сенаторов, депутатов Государственной Думы, видных российских и зарубежных учёных подчёркивалось непреходящее значение земской идеи и земского движения.

Белгородчина – уникальный регион России, где образованы и действуют земские собрания на местах, где постепенно складывается новый опыт участия всех граждан в обустройстве собственной жизни, в решении злободневных вопросов быта. В этом опыте интегрируются две великие земские идеи, которые реализуются по инициативе губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. О чём идёт речь?

Первое. Решительно меняется социально-экономический уклад жизни на местном уровне. Развиваются разномасштабные субъекты хозяйственной деятельности – от агрохолдингов до семейных ферм, предприятий малого бизнеса, которые создают необходимую базу для пополнения местных бюджетов, а значит, растёт потенциал решения насущных проблем людей.

И второе. Целенаправленно улучшается качество человеческих отношений, всё больше людей преодолевают планку иждивенческой психологии и начинают участвовать в работе по улучшению собственной жизни. И как результат, меняется духовно-культурная среда православной Белгородчины.

В концентрированном виде дух земского движения Белгородчины – и это должно перениматься как опыт во всей России – составляет работа по формированию солидарного общества. Земская идея работать «всем миром» выражена в Стратегии формирования солидарного общества в Белгородской области, принятой по инициативе губернатора Е.С. Савченко. Нам всем важно понять, что местное самоуправление не подменяет и не заменяет земское движение. Как образно выразился на конференции академик РАН, секретарь Общественной палаты России Е.П. Велихов, чей дед редактировал два центральных дореволюционных земских журнала, земства должны для положительной работы объединять всех – и партии, и общественные объединения, и государственную власть, и бизнес, но, прежде всего, всех простых людей, истосковавшихся по совместной интересной работе.

Все мы делаем только первые шаги в осознании, что России сегодня в первую очередь необходимо глобальное национальное трудолюбие. Десятки миллионов людей ещё трудятся малопроизводительно, неэффективно и нерезультативно. Именно этим объясняется, почему многотысячная номенклатура всего и вся завозится из заморских стран, а не производится в России. Проблема и в безработице, в том числе скрытой. Проблема и в своевременной уплате налогов. Поэтому у земств предостаточно направлений для самой разной работы.

Вопрос текущего дня: сможем ли мы воспользоваться земской идеей и вызвать порыв трудиться, засучив рукава, не ожидая золотого дождя из местных бюджетов? Опыт положительной работы на Белгородчине есть и у крупных компаний, и у малого бизнеса, и у предпринимателей и граждан. Важно, чтобы люди умели и могли работать в земской системе координат. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий предложил на базе университета создать Всероссийскую школу местного самоуправления. Возможно, и на Белгородчине должна быть школа передового земского опыта. От профессионализма и компетентности кадров многое зависит. Это старая как мир истина. И надо признать – у людей ещё немало нареканий к качеству работы кадров на местном уровне.

И всё же. Главное, чтобы белгородские земцы XXI века поняли и осознали, как их предки в конце XIX – начале XX веков, что только в совместном соборном труде можно не только работать с властью над трудными задачами, но нередко и помогать власти эффективно и результативно улучшать жизнь людей.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×