Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 мая 2014, 10:47
 Ольга Муштаева 1198

Воспитательная компонента

или Как вырастить духовно-нравственное поколение

  • Ольга Муштаева

«Воспитанием ребёнка нужно начинать заниматься, пока он поперёк лавки лежит» – слегка переформулированная народная мудрость стала девизом второго выездного заседания коллегии департамента образования области, которая на сей раз прошла в Чернянском районе.

Её участники рассмотрели проблемы и перспективы реализации воспитательной компоненты в образовательных учреждениях с учётом региональной специфики. В центре их обсуждения оказались четыре «кита-приоритета»: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, развитие творческих способностей и формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Дела неразрешённые

Заседанию коллегии традиционно предшествовал объезд образовательных учреждений. Представители муниципальных органов образования посетили чернянскую среднюю школу №1 с углублённым изучением отдельных предметов, центр развития ребёнка – детский сад «Кристаллик», физкультурно-оздоровительный комплекс «Чернянский», плавательный бассейн «Дельфин», а на площади посмотрели торжественный парад с участием кадетских классов.

«В Чернянке сделано всё для того, чтобы дети вели здоровый образ жизни и росли духовно-нравственными гражданами», – прокомментировал начальник департамента образования Белгородской области Игорь Шаповалов.

Назвать территорией образцово-показательной можно не только Чернянский район. Конечно, не в равной степени, но практически в каждом уголке области постепенно развиваются детский туризм, кадетское или казачье движение, создаются детские общественные организации, внедряются здоровье-сберегающие технологии… Но немалому списку сделанного прямо пропорционален список вопросов неразрешённых.

Для галочки?

В числе первых этого списка – подготовка кадрового потенциала. Для дошкольника пример – воспитатель, для школьника – учитель. Но как педагогу заинтересовать чадо, которое в эпоху компьютерных технологий сложно чем-то увлечь? Выход – новые формы воспитания. Инновационные! Вопрос в том, хотят ли сами педагоги идти в ногу со временем и быть «продвинутыми».

По словам первого заместителя начальника департамента образования Белгородской области – начальника управления общего, дошкольного и дополнительного образования Елены Тишиной, в муниципальных образовательных учреждениях только начинают создаваться условия для развития инновационных моделей воспитания. Зачастую корень проблемы – в самих педагогах.

«Педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации. Однако инновационные технологии в организации воспитательного процесса они в большинстве случаев не практикуют. Придерживаются традиционных форм, отказываясь от интерактивных: мастер-классов, тренингов», – говорит Елена Георгиевна.

Тревожную тенденцию отметила и заведующая лабораторией социализации и дополнительного образования детей Белгородского института развития образования Вера Никулина.

«Действительно, после курсов многие педагоги не применяют на практике полученные знания. Они сразу же отодвигают инновационные формы работы в воспитании подрастающего поколения на задний план, – рассказывает Вера Ивановна. – Кроме этого, мы столкнулись с ещё одним вопиющим фактом. Так как сроки обучения ограничены, и невозможно за отведённое время рассказать всё, что хочется, то мы выдаём педагогам диски, на которых записано то, что они изучили, плюс дополнительные материалы. В результате неоднократно наблюдали случаи, когда эти диски тематических разработок были заброшены, а коллеги по школе и даже директор не знали, что такие наработки им передали. Получается, и сами не применяют, и другим не отдают…»

Сказать, что это камень в огород большинства педагогов, нельзя. Но грешат этим далеко не единицы. Взять, к примеру, классных руководителей. Их работа зачастую сводится к простому обсуждению вопросов успеваемости на классных часах. Что тогда говорить об организации коллективных занятий спортом, походах в кино, поездках по туристическим маршрутам? Получаем внеурочку для галочки.

Здоровье – детям!

«В здоровом теле – здоровый дух» – следуя народной мудрости, для школьников открывают спортивные клубы и секции, вводят программы здоровьесбережения. Почему же при всех стараниях наметилась негативная тенденция: с 67 в 2012-м до 89 в 2013 году увеличилось количество школьников – потребителей наркотических средств. Не радуют и результаты мониторинга употребления алкоголя, наркотических средств, курительных смесей среди обучающихся 8-11-х классов. Проведённый осенью 2013 года и задействовавший более 80% старшеклассников области, он показал: 1% – а это 251 школьник – характеризуется высокой степенью склонности к употреблению упомянутых веществ, а более 5% – средней степенью риска.

«Это повод серьёзно задуматься», – отметила Елена Тишина.

По её словам, стабилизировать ситуацию поможет организация для детей культурного досуга и вовлечение их в массовый спорт. К слову, пока что в области медленно внедряются в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Мало проходит занятий на свежем воздухе, да и носят они в основном малоподвижный характер.

Как отметила Елена Георгиевна, в доукомплектовании спортивным оборудованием и инвентарём нуждаются 334 образовательных учреждения. Частично разрешить проблему поможет федеральный проект по созданию в общеобразовательных организациях сельской местности условий для занятия физической культурой и спортом.

«Запланировано отремонтировать 24 спортивных зала и в 18 учреждениях поставить современное спортивное оборудование и инвентарь», – уточнила Елена Тишина.

Уметь отдавать

«Воспитание подрастающего поколения – дело сложное. Добиться желаемого успеха можно только благодаря тесному сотрудничеству родителей, учителей, представителей учреждений культуры, спорта и здравоохранения. Тогда удастся вырастить не человека-потребителя, а здорового духовно-нравственного гражданина», – подытожили участники коллегии.

«В нашем обществе сделать ребёнка потребителем – значит, погубить его навсегда. Наша задача – сформировать ребёнка, который будет не только потреблять, но и уметь отдавать», – отметил в завершение Игорь Шаповалов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×