Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 декабря 2013, 10:56
 Елена Леонидова  1760

Дневник его памяти

Ветерану Великой Отечественной войны Дмитрию Тимофеевичу Завидову 91 год, но он продолжает работать

  • Елена Леонидова

Белгородец «со стажем» юрист Дмитрий Тимофеевич Завидов хорошо знаком читателям «Белгородских известий» по ряду публикаций. Несмотря на почтенный возраст – в октябре Дмитрию Тимофеевичу исполнился 91 год – он, как говорится, до сих пор в строю.

В «десяточку»

Живо интересуется происходящими в регионе событиями, читает прессу (между прочим, без очков), комментирует особо важные изменения, до сих пор консультирует своих знакомых по разным юридическим вопросам. Более того, до сих пор официально работает. Сейчас – в должности советника ректора БелГУ по правовым вопросам.

К январю готовит своим близким, знакомым, коллегам-почитателям его литературного таланта очередной сюрприз – десятую по счёту книгу-автобиографию. В ней, как признался Дмитрий Завидов, будет рассказано о становлении нашей области, которая скоро отметит своё 60-летие.

Мы, конечно же, этим фактом заинтересовались, даже попросили ознакомиться с главами рукописи. Но, как истинный разведчик, Дмитрий Тимофеевич не стал раскрывать секреты, попросив дождаться выхода книги из печати. Зато поделился с нами личными воспоминаниями о том, как рождалась область. Ведь переехал он в наш край как раз в год её образования.

Дезертир поневоле

А дело было так. После войны фронтовик Завидов отучился в школе Главного управления контрразведки НКО СМЕРШ. По распределению молодой офицер органов безопасности отправился работать в Пинскую область – была такая до 1954 года в Западной Белоруссии. Долгие годы после Победы там свирепствовали банды националистов. Обстановочка ещё та – звучали выстрелы, гибли коммунисты и советские активисты, их семьи, горели дома. Семь лет ходил следователь Завидов по острию бритвы. Вёл дела о палачах и предателях, пособниках немцев, бандитах всех мастей, в составе опергруппы принимал участие в их задержании. Однажды чуть не сгорел заживо с двумя своими сослуживцами. Спасся из запертой и подожжённой избы чудом – пригодились навыки десантника. Тогда-то жена и поставила ультиматум: «Выбирай – либо семья, либо служба».

Выбор был сделан в пользу семьи. Супруги Завидовы с двумя маленькими детьми срываются с насиженного места и перебираются в Белгород, поближе к родственникам жены. Это был март 1954 года. Самые первые месяцы образования Белгородской области.

– Я ведь практически дезертировал из Белоруссии. С партийного учёта не снялся, открепительного талона на руки не получил. А ведь в то время действовало постановление ЦК компартии Белоруссии – не упустить ни одного коммуниста. К тому же в Западной Белоруссии был кадровый голод. И мне за мой демарш грозили серьёзные последствия, – вспоминает Дмитрий Завидов. – Но я всё же рискнул. По приезду в Белгород сняли квартиру. Можно сказать, нам повезло – с детьми не очень-то хотели брать на постой. Тем более что был наплыв приехавших работников областного аппарата, желающих снять квартиру. Жена устроилась на работу практически сразу, а вот я два месяца сидел без работы. Документы-то находились в Белоруссии. Помог счастливый случай. Пришёл на приём к врачу, и мы с ним как-то слово за слово разговорились. Поведал ему свою историю переезда. Тот выслушал и говорит: «Давай-ка я тебе справку дам, что ты нуждаешься в стационарном санаторно-курортном лечении. Отправишь справку в Белоруссию, тебе документы и вышлют». Так и сделал. И в конце апреля уже работал. До сих пор вспоминаю этого человека с благодарностью.

Что было, то было

Дмитрий Тимофеевич устроился работать в оперативно-следственный отдел Белгородского УВД. Через два года получил квартиру в новом доме на улице Коммунистической. Справил новоселье. Быт у следователя налаживался.

Дом строили заключённые. Завидов до сих пор не перестаёт удивляться качеству «того» строительства.

– И штукатурка в доме до сих пор не отвалилась, и никакая арматура не торчит. Строили на совесть – раствор так раствор, кирпич так кирпич. Стоит дом 60 лет и ещё столько же простоит. Сегодняшним строителям стоило бы поучиться, – говорит он с улыбкой.

Сам же областной центр 1954 года показался Дмитрию Тимофеевичу «большой деревней». Ни одного тротуара, ни одной асфальтированной дороги. На месте сегодняшней Соборной площади был сквер, в котором рос кустарник. Когда проходил дождь, с улиц Попова, Чернышевского в низину потоком лилась грязь. Кустарник её задерживал, и на центральной площади образовывалось подобие болота с характерным «амбре». Сейчас в это верится с трудом. Но что было, то было.

– Напротив нынешнего драмтеатра стояло два барака, в которых жил специфический контингент, – вспоминает Дмитрий Завидов. – Пьянки, драки происходили через день, поэтому милиционеры здесь были частыми гостями. Вскоре бараки в «рабочем уголке» снесли и на их месте построили 101-квартирный дом. На пересечении улиц Ленина и Попова, на месте нынешнего статистического управления, стоял Клуб железнодорожников, получивший название в народе «железка». Здесь крутили фильмы и организовывали танцы. Белгородцы охотно ходили сюда целыми семьями. На месте областного суда находился кинотеатр «Челюскин». Холодный, сырой. Говорят, в войну там немцы для собак корм держали. Кинотеатр «Родина» ещё строился. Кино прочно вошло в быт трудящихся нашей страны. В советские годы мы ходили в кино семьёй каждую неделю. Таким же популярным было и посещение библиотеки. На месте нынешнего департамента экономического развития области была лавка по продаже стекла и керосина.

Это в воспоминаниях Дмитрия Завидова, собственно, и был весь центр. Но потом вдруг в один момент весь кустарник выдернули, за два года воздвигли Дом Советов, гостиницу «Белгород», площадь заасфальтировали. Началось строительство Дома связи. Центральная площадь обрела свои чёткие контуры. Стала, действительно, центром. Красивым, просторным, торжественным. Практически таким, каким мы его видим сегодня.

Коренной белгородец

…Дмитрий Тимофеевич Завидов уже много лет, овдовев, живёт один, не хочет доставлять неудобство детям и внукам. Сам убирает, стирает, готовит. О здоровье своём заботится. Не переедает, не курит и почти не пьёт. Каждый день совершает пешие прогулки. Дважды в год пролечивается в местном госпитале для ветеранов войн и санатории «Красиво». Отправляться в дальние поездки уже не рискует. Да и врачи не советуют.

Проживает в просторной современной квартире на улице Чапаева, выделенной ему в 2000 году руководством области за имеющиеся заслуги. Дмитрий Завидов не любит об этом особо распространяться, но в бытность работы в комитете по управлению госимуществом, а также в правовом управлении аппарата администрации области ему удалось выиграть множество исков, тем самым сохранив для региона более полутора миллиардов рублей в деньгах и не менее чем на два миллиарда рублей имущества. И кто после этого скажет, что одарён властью не по заслугам?

Конечно же, Дмитрий Завидов любит город, в котором живёт уже 60 лет. И считает себя, несмотря на тамбовское происхождение, коренным белгородцем. А как ещё может считать человек, на глазах которого рождалась наша область?

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×