Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 декабря 2013, 10:58
 Алексей Стопичев  2278

Честь и долг – не просто слова

  • Алексей Стопичев

Командир белгородского СОБРа «Белогор» Александр Лопатков уже 12 лет руководит своим подразделением.

Они – герои!

«Шла, по сути дела, война. Война жестокая, кровавая, злобная. И нужны были люди, которые могли бы что-то предпринять. Ни одна операция, ни войсковая, ни какая-либо ещё, не обходилась без присутствия СОБРовцев. Они не просто молодцы. Они – герои! Я вспоминаю случай, когда возглавлял группировку спецназа и закрывал с ней границу Чечни с Ингушетией. После Грозного это было одно из самых сложных направлений. И однажды ночью в штаб мне докладывают: прорывается к штабу БТР светлого цвета. На посту не остановились. А за два дня перед этим у нас взорвали фугас под воротами. Понимаете, какая ситуация? И я сейчас с ужасом вспоминаю – даю приказ уничтожить! Выдвинулись БТР наш и группа гранатомётчиков. Мы тогда получили на вооружение новые гранатомёты, которые шанса не оставляют тем, в кого стреляют. Жду развития событий, и вдруг мне докладывают: «Товарищ генерал, к вам СОБРовцы белгородские!». И заходит мальчишка – роднее лица не могу вспомнить. Уставший. Немножко растерянный, что ли. Он мне так обрадовался. И я ему тоже обрадовался. И представляете на секунду, что было бы, если бы мой приказ выполнили и я узнал бы, что там сидели родные люди?! Да я б с ума сошёл! Они привезли пленных пять человек. Кстати, двое из этих пленных находились в федеральном розыске. Я СОБРовцам дал матерям позвонить. Накормил чем мог. Переночевали. И этот случай с той войны самый счастливый, потому что все остались живы…»

Это воспоминания о первой чеченской кампании генерал-лейтенанта милиции Александра Дементьева, уроженца Белгородской области. Александр Семёнович работал в своё время начальником УВД Белгородской, затем Воронежской области. Занимал должность начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью. Был заместителем министра внутренних дел. А тот «мальчишка», о котором рассказывает генерал, – Александр Лопатков, сегодняшний командир белгородского СОБРа.

Двадцать лет спустя

Александра Александровича Лопаткова я знаю очень давно, и слову «мальчишка» из уст генерала очень удивился. Однако удивление прошло, когда я сопоставил даты. Сан Саныч попал на войну, когда ему ещё и тридцати не исполнилось. А генералу на тот момент уже почти пятьдесят было. Потому вполне естественно, что молодой СОБРовец, который генералу в сыновья годился, был для Дементьева «мальчишкой».

А сейчас, почти двадцать лет спустя после описываемых событий, Сан Саныч – полковник полиции, командир специального отряда быстрого реагирования «Белогор». Кавалер двух орденов Мужества, медали ордена «За заслуги перед Отечеством», медали «За отвагу». Всего у Лопаткова более полутора десятков наград. И несколько десятков командировок в «горячие точки». Я у него как-то спросил:

– Сан Саныч, а сколько времени вы в общей сложности на Северном Кавказе провели?

– Да кто ж считает? – отмахнулся тогда он. – Несколько лет, наверное…

Отец-командир

В отряде между собой бойцы спецназа Лопаткова уважительно называют Саныч. Говорят, что их отряд – это большая семья. Во многом именно благодаря командиру. Саныч умеет не только организовать службу, но и сделать всё, чтобы каждый спецназовец чувствовал себя нужным. При этом

Лопатков пользуется настолько огромным авторитетом, что ему для приказов даже голос не нужно повышать. Даже простое распоряжение, отданное спокойным тоном, выполняется сразу же и безоговорочно. Потому как спецназовцы привыкли к тому, что Саныч просто так ничего не говорит. И даже отчитывает спокойным голосом. Правда, любая выволочка от командира – это повод для серьёзной работы над ошибками.

И вера эта в командира взялась, конечно, не из ниоткуда. Она произрастала в отряде годами. Многие знают о тяжёлых боях за село Комсомольское во вторую чеченскую кампанию. Белгородские СОБРовцы – одни из немногих, кто поучаствовал в этой операции без потерь. Командовал спецназовцами Сан Саныч. Кстати, именно за эту операцию Лопаткову досрочно присвоили очередное звание.

Это надо

Сан Саныч тот человек, знакомством с которым гордишься и дорожишь. В обе мои командировки на Северный Кавказ я ездил вместе с Лопатковым, но в итоге про него написал меньше всего. Просто потому, что все мои интервью заканчивались таким образом:

– Сан Саныч, расскажите о себе!
– Зачем?
– Ну, чтобы людям о вас рассказать.
– Да оно им не надо…

Или так:

– Сан Саныч, вы где родились?
– В Белгороде.
– А в каком году?
– В шестьдесят пятом.
– А школу какую заканчивали?
– Восьмую. Подожди! А тебе зачем?

Однако однажды я всё-таки смог убедить Сан Саныча рассказать о себе. На очередной вопрос «зачем» ответил:

– Чтобы люди знали цену спокойствия. Чтобы знали, что происходило и происходит. Это надо. И для вас, и для всех, кто служил и служит Родине.
– Раз надо – спрашивай! – ответил полковник, для которого слова «долг» и «честь» самые главные в жизни…

С корабля на бал

Родился Александр Лопатков в Белгороде, в 1965 году. Папа работал водителем на цементном заводе. Мама была домохозяйкой. Учился Лопатков в школе № 8 города Белгорода. Занимался спортом и к окончанию школы уже стал кандидатом в мастера спорта по дзюдо. Затем армия.

Физически крепкого белгородца направили в специальные части в Белоруссию. После армии Александр пошёл работать на цементный завод, откуда по комсомольской путёвке в 1989 году он был отправлен на работу в милицию на должность младшего инспектора-кинолога.

С самого начала службы Лопатков проявил себя с наилучшей стороны. Был членом сборной Белгородской области по служебному многоборью кинологов. В составе сборной стал чемпионом России. А в 1993 году, как только стал формироваться отряд спецназа, перевёлся туда оперуполномоченным второго боевого отделения. В 1994 году был отправлен на Игры доброй воли в Санкт-Петербурге.

«Только приехал оттуда, – вспоминает полицейский, – началась вторая чеченская кампания. И нас сразу отправили в командировку».

«Обычные» задачи

Белгородским спецназовцам пришлось повоевать в Бамуте, под Грозным, в Ачхой-Мартане.

– Четвёртого мая день рождения у нашего сотрудника был. И мы как раз четвёртого мая попали в засаду. При выезде из управления в Грозном у БТРа оторвало колесо, и начали нас «окучивать» с трёх сторон, – вспоминает полковник. Потом вдруг останавливается и спрашивает: – Ну неужели это действительно нужно людям знать?

– Нужно, конечно, – отвечаю ему и говорю: – Ну а задачи какие у нашего спецназа там были?

– Обычные, – пожимает плечами Саныч: – Задержание и обезвреживание участников бандформирований. Это сейчас они бандформирования, а тогда просто боевиками назывались.

Главные трудности

– Что тяжелее всего было?

– Тяжелее? В первую командировку мы стояли с дивизией ДОН-100 – из Новочеркасска. И главная трудность даже не в боях была, а в том, что воды не было. Мы дней тридцать без воды находились. Попить хочешь – снегу наберёшь, чаю или кофе туда добавишь, чтобы закрасить – вот это у нас питьё было.

– А с едой?

– Да и с едой не лучше. Сами здесь скинулись, скупились. Тогда зарплаты по полгода не платили. Пайковые получили, скинули в общий котёл и закупили на «Конпроке» каши, тушёнки. Вот такая жизнь была. Там, правда, на довольствие ставили, но в те времена в войсках ситуация ещё хуже, чем у нас, была. Мы хотя бы одетые, обутые были и экипированные. Единственное, что у нас нехватка боеприпасов была. Предполагалось, что задачи у нас будут милицейские, а туда попали – война. Вот такие дела.

– Ну а не хотелось бросить всё? – спрашиваю полковника. – Воды нет, еды нет. Каждый день под смертью?

– Не хотелось. Наоборот, было не по себе, когда молодёжь приходила, сотрудники получали звания, начинали службу, и вдруг писали рапорт об уходе. Кто-то пытался что-то объяснить. Кто-то вообще без объяснений. Было – ломались ребята. Попали в заварушку – и всё...

Настоящий офицер

В этом году белгородскому СОБРу исполнилось 20 лет. И более половины этого срока руководит подразделением Александр Александрович Лопатков. Настоящий офицер, для которого долг и честь – образ жизни. Он получил три контузии, полтора десятка орденов и медалей, наградное оружие. Никогда не отступал и никому не сдался. Честен перед Богом и людьми. И чтобы понять, какой это человек, нужно просто один раз услышать, с каким чувством говорят бойцы его подразделения – Саныч...

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×