Тишину раннего субботнего утра нарушал только цокот зимней резины редких машин о промёрзший асфальт, да размеренное тарахтение мусороуборочного КамАЗа, припарковавшегося у обочины. В кабине грузовика было темно и пусто. Я уже проходил мимо, когда из-под машины, с длинным гаечным ключом вылез замёрзший водитель.
– Ну и холодина, - сказал он, ни к кому не обращаясь, и полез в кабину.
Я поёжился на ледяном ветру и, прибавив шаг, поспешил на встречу с заместителем генерального директора МУ «Белгорблагоустройство» Владимиром Мартыновым. Несмотря на выходной день, Владимир Олегович был на своём рабочем месте.
– Некогда отдыхать. Работаем круглые сутки. Люди у нас золотые, но ведь не железные, - посетовал Владимир Мартынов. – Есть, конечно, комната отдыха на 17 коек, где рабочие могут подремать. Но разве это отдых… Недавние снегопады так вымотали, что несколько человек написали заявления об увольнении.
– Но и результат налицо, то есть на улице,– отметил я. – Вспоминаю прошлый год, когда люди поминали недобрым словом всех ответственных за расчистку дорог и улиц. В этом году ситуация прямо противоположная. Так что же случилось?
– В прошлом году закупили новую технику, проработали маршруты уборки, да и в руководстве произошли изменения, - ответил Владимир Мартынов. - Мы заранее подготовились к сильным снегопадам. Помните, как 15 сентября по городу проехали колонны снегоуборочных машин? Люди тогда смеялись, мол, рано начали. А это мы проводили учения на случай чрезвычайной ситуации. Как видите, не зря. Кстати, по правилам город должен быть убран в течение 6 часов после окончания снегопада. В прошлом году мы так и делали. Как видим, результат был нехороший. В этом году стали убирать во время снегопада. Это эффективней, хотя экономически невыгодно.
А ещё в прошлую зиму, по словам Владимира Мартынова, их подвела техника. Один сломавшийся пескопогрузчик остановил работу десятка снегоуборочных машин. Теперь запчасти закупают впрок.
– Техника, наверное, импортная? – поинтересовался я.
– Есть импортная, но в основном отечественная. Она ремонтопригоднее. Всего у нас 128 единиц спецтехники.
Белгород разделён на две части. ЭДС-1 (эксплуатационно-дорожная служба) отвечает за уборку территории от улицы Магистральной до Харьковской горы и от Белгородского проспекта в сторону Савино. ЭДС-2 убирает левую сторону от проспекта Богдана Хмельницкого до улицы Магистральной и правую до Белгородского проспекта. В летнее время восьмичасовой рабочий день уборщиков начинается в 4 утра, а в межсезонье - в 6. Всего в Белгороде 19 «уборочных» маршрутов, на которых работают 300 человек.
– А есть приоритетные места уборки снега?
– Это все маршруты движения городского транспорта, подъёмы, спуски, подъезды к больницам, школам и местам жизнеобеспечения города.
– Владимир Олегович, а какие реагенты используете?
– Никакой химии, только смесь соли и песка. Химические реагенты разъедают канализацию, водопровод и электрические кабели. Их ремонт после такой обработки дорого обходится.
– В Белгороде есть снегоплавильный комплекс?
– Нет, он нерентабелен. Средняя стоимость такого комплекса 30 миллионов рублей. В Белгороде не бывает столько снегопадов, чтобы окупить затраты на его приобретение.
– Куда в таком случае вывозят снег?
– Раньше, вывозили за 15 километров от города, поэтому техника не успевала оперативно работать. Сейчас вывозим к себе на базу в районе улицы Серафимовича.
Рассказал Олег Мартынов и о борьбе с сосульками. По его словам, убирать снег и наледь с крыш, - это прерогатива ТСЖ и управляющих компаний.
– Подавляющее количество домов в городе, – это общая долевая собственность жильцов. В городском бюджете не заложены деньги на оплату работ по сбиванию сосулек и очистку крыш. Если мы начнём этим заниматься, то у контролирующих органов возникнут к нам вопросы о нецелевом использовании бюджетных денег. Собственники жилья платят за эту услугу управляющей компании, и вправе требовать исполнять условия договора. То же касается и уборки территории, прилегающей к магазинам или офисам. В соответствии с правилами благоустройства территории Белгорода от 30 апреля 2013 года № 720, прилегающую территорию обязаны убирать собственники таких помещений или арендаторы.
…У музея-диорамы убирала снег одна из бригад ЭДС-1. Жёлтый экскаватор подхватывал огромным ковшом снег и высыпал в кузов КамАЗа. Рядом стоял водитель грузовика.
– Ещё три ковша и хватит! – крикнул он экскаваторщику.
В ответ тяжёлая машина выплюнула из трубы клуб чёрного дизельного дыма и, разогнавшись, врезала ковш в ледяную кучу.
На нешироких тротуарах вокруг музея-диорамы снег убирали вручную.
– Сегодня и завтра будем убирать здесь, – сказала пожилая женщина с обветренным от мороза лицом. - А потом перейдем на другой объект.
Женщину зовут Наталья Чуева. Она бригадир.
– У меня в бригаде 46 человек, все хорошие, трудолюбивые люди. Иногда, правда, возникают проблемы с осуждёнными…
– У вас и осуждённые работают? – удивился я.
– Алиментщики да кто за мелкую кражу. Но вы не думайте, они официально оформлены, только из их заплаты удерживают.
– А вы давно на уборке?
– Я лет шесть, да Ира вот больше десяти, – Наталья Чуева махнула в сторону стоявшей рядом женщины. – В принципе, не жалуемся, хотя и тяжело. Работать к нам идти не хотят, поэтому людей не хватает.
– А сколько вы получаете? – спросил я, не надеясь на ответ.
– Да не секрет это. Зарплата примерно 12 тысяч рублей, плюс сверхурочные.
– А график работы?
– Смена начинается в 6 утра и до 16 часов, а если в ночь - то с 22-х до 6-и.
– Не думали поменять работу?
– А куда мы пойдём, – разом ответили Наталья и Ира. – Время сейчас такое, что надо ценить ту работу, которая есть. Извините, нам надо работать…