Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 января 2014, 14:12
 Екатерина Шаронова 1687

От балалайки до курая

Благодаря белгородскому форуму Россия узнала – у нас 80 профессиональных оркестров русских народных инструментов

  • Екатерина Шаронова

В последнее время Оркестр русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии жил напряжённо. 25 новых разученных партитур и несколько репетиций в день — музыканты готовились к «Параду дирижёров». Масштабный творческая акция-концерт собрала в нашем городе более двадцати руководителей профессиональных оркестров русских национальных инструментов из разных регионов России. В этом году её посвятили 70-летию со дня рождения великого дирижёра – народного артиста России Николая Калинина.

Дело Калинина

«Парад дирижёров» – конференция, круглый стол и концерт - впервые провели в Белгороде два года назад. Тогда дирижёры-народники, члены Ассоциации дирижёров профессиональных оркестров народных инструментов Союза концертных деятелей России объединили свои усилия для того, чтобы создать сообщество и вместе решать проблемы своей отрасли. Отсутствие реестра профессиональных оркестров народных инструментов в нашей стране было одной из них. Благодаря белгородскому собранию вопрос закрыт. Теперь такой реестр есть – более восьмидесяти профессиональных коллективов существуют сегодня. Этими данными не располагали даже в Министерстве культуры России.

В этот раз главной темой конференции стало вступление Ассоциации в оркестровую секцию Профессионального сообщества деятелей национального академического исполнительского искусства. Эта Межрегиональная общественная организация создана при поддержке Агентства стратегических инициатив в августе минувшего года. Её цель - популяризировать национальное музыкальное искусство и предотвратить его упадок. Особое внимание сообщество уделяет исполнительству на русских народных инструментах. Оно и понятно: профессиональный оркестр народных инструментов - уникальное явление в мировой культуре.

Обсуждали проведение мероприятий, посвящённых памяти Николая Калинина. Николай Николаевич – крупный деятель национального искусства. Он не просто возглавлял Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова (главный оркестр страны в то время), но и объединял всех дирижёров, исполнителей на русских народных инструментах и певцов – продолжателей народного пения. Его именем названы оркестр и фестиваль в Волгограде, детский конкурс в Санкт-Петербурге, музыкальная школа в Москве, школа искусств в Шатуре.
Концерт, который состоялся в Белгороде, открыл Год памяти маэстро. К слову, в форуме участвует его вдова – заслуженная артистка России Татьяна Лёвкина. Крупные фестивали и конкурсы будут проходить в течение 2014-го в Северной столице, в Липецке, в Анапе. Памятные концерты прозвучат во многих регионах России - везде, где есть профессиональные оркестры. А завершит Год торжество в Концертном зале П. И. Чайковского в декабре, где будет играть и белгородский оркестр.

Точно парад планет

Концерт вылился в подлинный праздник фольклорной музыки, символизирующей душу нашего народа.

«Мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети знали русские народные инструменты так, как они знают русский язык», – призвал заслуженный деятель искусств России, дирижёр из Ростова-на-Дону Крикор Хурдаян.

Под управлением Хурдаяна оркестр исполнил безудержно весёлую «Пляску скоморохов» Петра Ильича Чайковского из музыки к весенней сказке «Снегурочка» А.Н. Островского.  Кажется, она вобрала все тембры, все интонации русской музыкальной культуры. А как звучали балалайки... Недаром Крикор Дзеронович предложил в наступившем Году культуры возвести этот инструмент до музыкального символа России, назвав его «чудом, рождающим столько образов, столько настроений, столько оттенков чувств».

Услышали мы и соло балалайки. Запомнилась великолепная сольная партия заслуженного артиста Республики Саха (Якутия) Дмитрия Швецова в первой части Концерта для домры с оркестром Николая Будашкина (дирижёр - Юлия Швецова из Алдана). Редакцию для балалайки сделал Андрей Горбачёв.

Услышали и старшую сестру балалайки – домру. Солистка БГФ - лауреат международных конкурсов Вера Токаева играла в пьесе для домры с оркестром «Перевоз Дуня держала» Александра Цыганкова. Дирижировал лауреат международных конкурсов Дмитрий Дмитриенко из Москвы.
И баян. Оркестр и солист белгородской филармонии - лауреат международных конкурсов Александр Сахарчук под управлением Игоря Тонина представили Opale concerto Ришара Гальяно. Если точнее, третью часть знаменитого Концерта, известную как New York Tango («Танго Нью-Йорка»). Потрясающую музыку всемирно известного джазового аккордеониста - друга и ученика легендарного Астора Пьяццоллы исполнили так, что зал не мог скрыть восторга. Позже виртуозный баянист Сахарчук проявил себя и в характерной «Молдавской свадьбе» Виктора Новикова. За дирижёрским пультом – Евгений Алешников.

И ксилофон. Возможности инструмента в Концертной пьесе для ксилофона с оркестром Зигмунда Кротила раскрыл солист БГФ – лауреат международного конкурса Александр Бутурлакин (дирижёр – Евгений Алешников).

И, пожалуй, впервые в стенах белгородской филармонии услышали курай. Традиционный башкирский духовой инструмент, походящий на флейту, он - символ инструментальной музыки Башкирии. Звучание его удивительно красиво и самобытно. Курай пел – и приоткрывал тайны древнего Урала. А оживил инструмент один из ведущих кураистов Башкортостана – заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, лауреат Международных конкурсов, художественный руководитель и директор Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан Рамил Гайзуллин. Играли удивительно красивое и колоритное произведение Мурада Ахметова – «Соло-фантазия для друга Рамиля».

Поразили не только звучания музыкальных инструментов, но и голоса солистов: народной певицы – народной артистки России Натальи Банновой и известного белгородского баритона - заслуженного артиста России Владимира Бойко. И, конечно же, оркестр, чьи большие возможности, сменяя друг друга за пультом, продемонстрировали двадцать ведущих дирижёров-народников современности. Без преувеличения: «Парад дирижёров» можно сравнить с Парадом планет – так ярки и невыразимы оказались впечатления свидетелей действа. Слушатели аплодировали стоя до тех пор, пока не опустела сцена.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×