Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 мая 2014, 11:37
 Ирина Дудка 3170

В последний звонок

Корреспондент «Белгородских известий» рассказывает о судьбе малокомплектной школы в Волоконовке

В последний звонок Здание школы в Волоконовке построено больше 100 лет назад. Фото Ирины Дудка
  • Ирина Дудка
  • Статья

Отзвенел последний звонок, и до сентября этот символ школьной жизни будет на заслуженном отдыхе. Для Азаровской школы в Волоконовке, в которой учатся с первого по девятый класс, нынешний последний звонок действительно может стать последним. Школу хотят закрыть как малокомплектную и не соответствующую современным требованиям. Родители учеников с такой постановкой вопроса категорически не согласны.

Вековая история

Одноэтажное здание на окраине Волоконовки было построено больше ста лет назад. Есть документы, подтверждающие, что в 1914 году его передали под нужды церковно-приходской школы. С этого момента началась его история как учебного заведения.

Из небольшого светлого коридора расходятся двери в маленькие классные комнаты. Стенды с деревянной кухонной утварью, украшенной искусной резьбой, – поделки учеников и учителя труда. Классы проходные. Туалеты на улице. Спортзала нет, уроки физкультуры проводят в коридоре. Начальная школа расположена в отдельном одноэтажном строении во дворе.

«У нас есть классы, в которых шесть учеников, четыре ученика.Вв шестом классе вообще только три человека, – рассказывает директор школы Владимир Ерзов. – Школа не отвечает современным требованиям, есть ряд вопросов по кадрам. Для того чтобы она продолжала работать, надо провести реконструкцию, но смысла в этом нет, потому что есть базовая школа и она имеет всё необходимое для качественного обучения».

Вопрос о закрытии старого здания поднимался ещё шесть лет назад, но тогда то ли усилиями несогласных родителей, то ли из-за отсутствия школьного автобуса, а может по иным причинам, школу решили оставить. С каждым годом требования к учебным заведениям становятся всё жёстче. Со следующего учебного года все они должны будут пройти лицензирование. Директор не скрывает, что это здание в ходе инспекций уже не раз принималось с оговорками.

«У нас стены деревянные, по документам 1985 года износ здания составлял 60 %, – говорит завуч Светлана Светличная. – Дерево местами прогнило. Мы не можем рисковать жизнью и здоровьем учащихся».

Это здание является структурным подразделением Волоконовской СОШ № 2, иными словами, что-то вроде филиала. Сейчас здесь обучаются 77 человек, тогда как по микроучастку насчитывают 150 детей. Половина учеников давно ходит в базовую школу.

«Их родители считают необходимым качественное образование и самостоятельно доставляют детей в школу, – продолжает директор. – Большая часть родителей готова перевести своих детей в основное здание».

В этом коридоре проводят уроки физкультуры.
В этом коридоре проводят уроки физкультуры.
Фото Ирины Дудка

Детская неожиданность

Основное здание школы № 2 рассчитано на 702 человека, сейчас в нём учится 431, поэтому принять 77 учеников закрывающегося подразделения тут могут без ущерба для остальных учащихся.
«Детям мы рассказывали, что это старое здание будет закрыто, и у детей нормальная реакция, они уже выбирают классы в базовой школе, в которых учатся их друзья, – продолжает завуч. – Да вы и сами можете у детей спросить, – разрешает школьное руководство, и мы заходим к восьмиклассникам» .

– Дети, а вы знаете, что здание вашей школы собираются закрыть? – спрашиваю учеников.
– Знаааем! – хором тянут они.

– И как, в новую школу хотите?
– Нееет! – выдают они к полной неожиданности начальства.

– Нам здесь нравится! Мы привыкли, друзья все здесь, мы не хотим, чтобы школу закрывали! – наперебой начинают дети.

А тут не хватает материалов для проведения лабораторных работ, нет интерактивных досок, – продолжаю настаивать на плюсах школьной модернизации.
– А нам всего хватает, мы на лету схватываем, – не соглашаются восьмиклассники.

– Когда вы родителям сказали, что школу хотят закрыть, какая у них реакция была?
– Не обрадовались, – констатируют ученики.

– А как вы собираетесь сдавать обязательный госэкзамен? Кто не сдаст, тот останется на второй год, – заставляет задуматься учеников начальник районного отдела образования Светлана Гунько. – Кто из вас пользуется интерактивной доской?

Понятно, что ею не пользуется никто. На вопрос о том, как так вышло, что структурное подразделение осталось без интерактивных досок, компьютеров, лингафонных устройств и проекторов, если финансирование выделялось на всю школу, директор отвечает, что, во-первых, проводка не позволяет подключить современную технику, а во-вторых, школа-то малокомплектная.

– Двоечников много в классе? – спрашиваю детей.
– Нету двоечников, хорошисты, отличники, – отвечают школьники.

О том, что класс сильный, говорит и их учительница. На медаль из восьмого класса идут двое, а из всей школы – восемь человек.

В старой школе все классы проходные.
В старой школе все классы проходные.
Фото Ирины Дудка

Хорошо-то хорошо, но ничего хорошего

«Вы поймите, это же дети, они привыкли учиться здесь с первого класса, но люди, которые занимаются лицензированием, работают по другим критериям», – говорит директор.

Районный отдел образования показывает неутешительные итоги проверки знаний у учащихся структурного подразделения – по баллам показатели значительно хуже, чем у учеников из базовой школы.

Основная школа – трёхэтажное здание 1995 года постройки. Два спортзала, лингафонные кабинеты, почти в каждом классе интерактивная доска, гордость школы – кабинет здоровья. Здесь дети могут пообщаться с психологом, позаниматься песочной терапией, есть оборудование для измерения основных жизненно важных параметров детского организма и для приготовления кислородных коктейлей. На школьном дворе два автобуса, которыми обещают доставлять учеников из дома и обратно.

Но родители этим обещаниям не особенно доверяют.

«В автобусе 20 посадочных мест и один сопровождающий, и как все дети влезут в автобус? Получается, автобус должен сделать 4–5 рейсов, а во сколько тогда из дома выходить? – задаются вопросами родители учеников закрывающейся школы. – У нас было собрание, и фамилии тех, кто выступал против закрытия, завуч записала. Родители напуганы. Да, нам говорят про лицензирование, но ведь не предоставили никаких бумаг!»

Мамы не понимают, почему Азаровская школа, которая, по их словам, всегда гремела успехами своих учеников и занимала первые места в спортивных соревнованиях и на олимпиадах, сейчас вдруг, как говорят в райадминистрации, перестала давать образование на должном уровне?

Качество образования у родителей вопросов не вызывает, и малочисленность учеников для них, скорее, плюс, ведь когда в классе 5–10 человек, получается индивидуальный подход (другой вопрос – во сколько обходится содержание такой школы и каждого ученика). А вот сумеют ли дети адаптироваться в большом коллективе и как воспримут расформирование своих классов – тут родительские волнения на пике. Отношения между учениками, учителями и родителями почти семейные. Порвать такие связи очень сложно. Волнуются они и за судьбу учителей, а также самого здания школы.

«Говорят, что в здании начальной школы будет байдарочный клуб, а в самой школе – то ли база пограничников, то ли юных техников, – сообщают мамы. – Мы слышали, что там будет какая-то база отдыха. Место чудесное: чуть подальше от школы – берёзовая роща, в которой уже стоят три коттеджа, и дорогу к речке давно заасфальтировали…»

Это предположение вызвало улыбку у главы администрации Волоконовского района Сергея Бикетова.

«Да ну какая может быть база отдыха в городе? Здание останется в сфере образования, мы уже сейчас готовы перевести туда станцию юных натуралистов, – говорит он. – Сейчас кружки находятся в здании в центре Волоконовки. Там будет устроен районный краеведческий музей».

Кстати, оба ребёнка главы тоже в своё время учились в Азаровской школе, тогда она работала в две смены.
«Вы поймите, эта школа не соответствует духу времени, – продолжает глава района. – Понятно, что родителям удобно, когда школа рядом с домом, но мы не можем там полноценно обучать детей. Сегодня есть успешно работающая программа «Школьный автобус», созданы все условия для комфортного обучения. Организован подвоз 60 детей, которые учатся в этой школе, и есть реальная возможность подвозить туда и остальных учеников».

Он отметил, что учителям предлагают возможные варианты трудоустройства, так же, как и другим работникам школы.

«Мы хотим, чтобы школа осталась», – в один голос твердят родители.

Об этом они написали на сайт президента РФ. Им ответили, что вопрос будет решаться на уровне департамента образования области. До сентября ещё есть время решить, где поставить запятую: закрыть нельзя оставить.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×