Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 августа 2014, 09:48
 Евгений Филиппов 3511

Цурюк в Дойчланд!

Корреспондент «Белгородских известий» рассказывает об освобождении Грайворонского района от фашистов

Цурюк в Дойчланд! Иван Кузьмич Евсюков. Фото Владимира Юрченко
  • Евгений Филиппов
  • Статья

«Когда пришли наши солдаты, радость была такая, что не передать словами, – вспоминает председатель совета ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов Грайворонского района Иван Евсюков. – Люди бегали по селу и кричали: «Освободились! Освободились!»

Кабинет № 15

Грайворон – тихий, чистый и красивый районный центр. В парке, спасаясь от палящего августовского солнца, играют ребятишки и степенно ходят по дорожкам мамаши с колясками. Наверное, единственное многолюдное место этого городка – центральный рынок. Да и то лишь до обеда. После полудня Грайворон опять погружается в спокойную полудрёму, и лишь многочисленные памятники павшим в Великую Отечественную войну напоминают о том, что не всегда в этом городе было так беззаботно.

С 19 октября 1941 года по 7 августа 1943-го Грайворонский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. За эти 22 месяца фашисты расстреляли, повесили и замучили 175 грайворонцев, а 1 216 – угнали на принудительные работы в Германию.

«Когда спуститесь в подвал, то повернёте направо, – сказала мне вахтёрша грайворонского Дворца культуры и спорта. – Потом ещё раз направо, а потом, по-моему, налево… В общем, найдёте».

Так я пошёл искать кабинет № 15, в котором располагается Грайворонский районный краеведческий музей. В поворотах я всё же запутался и заглянул в пустой тренажёрный зал и в несколько безлюдных кабинетов.

– Вы кого-то ищете? – спросила меня молодая женщина.

– Да кабинет № 15, а точнее – краеведческий музей, – ответил я.

– Проходите сюда. Здесь наши пенаты, а я директор музея Елена Ягельская, – представилась собеседница.

Пенаты Елены Васильевны были более чем скромными. В подвальном помещении нет даже окон, а сам кабинет перегорожен длинным книжным шкафом, который делит помещение на собственно кабинет и музейный запасник.

«У нас нет своего помещения, а поэтому нет и экспозиции. Всё храниться в мешках да коробках, поэтому не обессудьте, но экскурсии не будет», – смущённо сказала Елена Ягельская.

Экскурсии не было, но Елена Васильевна рассказала мне об истории освобождения района от немецких захватчиков, а её подчинённые, покопавшись в компьютере, снабдили несколькими фотографиями той тревожной поры.

Освобождение

Утром 3 августа 1943 года на белгородско-харьковском направлении началось контрнаступление советских войск, и через два дня передовые подразделения 14-й гвардейской танковой бригады под командованием полковника Михайлова овладели селом Ивановская Лисица и продвинулись в глубину вражеской обороны. В числе первых в это село ворвалась танковая рота старшего лейтенанта Гавришина.

Ранним утром 6 августа после массированного огня артиллерии и ударов авиации по боевым порядкам гитлеровцев возобновилось наступление войск 27-й армии Воронежского фронта. В первые же часы боя 3-я гвардейская мотострелковая бригада, части 241-й стрелковой дивизии и танки бригады полковника Душака вклинились в оборону врага и к исходу дня завершили прорыв тактической зоны немецкой обороны. Передовой отряд, а затем и главные силы, действуя по просёлочным дорогам в тылу вражеских войск, поздним вечером 5 августа достигли села Замостья. Путь на Грайворон был открыт. Бой в городе шёл за каждый дом, за каждую улицу.

В освобождении Грайворонского района участвовала 1-я гвардейская танковая армия Михаила Катукова. Гвардейцы разгромили «томаровскую группировку» противника и уже на Украинской земле соединились с танкистами Кантемировской дивизии.

Всех въезжающих в Грайворон встречает постамент с непобедимой «тридцатьчетвёркой», а в память о тех, кто пал в боях с фашистами, в каждом населённом пункте района установлены памятники и обелиски. В центре Грайворона создан Мемориал Славы, а именами героев названы улицы города и сёл района.

«Из нашего района на фронт ушли больше 9 тысяч человек, 6 тысяч из них остались навечно на войне, – рассказывает Елена Ягельская. – При освобождении района погибли 1 300 человек. За боевые подвиги девять уроженцев Грайворонского района удостоены звания Героя Советского Союза и один стал полным кавалером ордена Славы. За доблесть в годы войны 2 853 жителя района награждены орденами и медалями Советского Союза».

  • 5 августа 1943 года. Прорыв немецкой обороны у села Ивановская Лисица Грайворонского района.

  • Август 1943-го. Жители освобождённого Грайворона охраняют пленных немецких солдат.

Не волнуйся, малый…

Ивану Кузьмичу Евсюкову сейчас 81 год, а в 1943-м было только 10. Он с мамой и сестрой жил в селе Почаево. Там и встретил освобождение.

«В нашем селе стояла немецкая артиллерийская батарея, – вспоминает Иван Кузьмич. – Каждый день примерно в 10 часов немцы несколько раз стреляли в сторону фронта, который проходил в семи километрах от Почаево, и на этом успокаивались… Помню, в нашем дворе стояла немецкая кухня. Обслуживали её три немца. Двое из них иногда делились с нами супом и кашей. Вот только предупреждали, чтобы об этом не узнал третий немец. Он был ярый нацист и мог нас с мамой и сестрой расстрелять».

Жили Евсюковы в подвале, потому что немцы выгнали всех жителей села из домов. Питались чем придётся, а одежду себе шили из конопли.

«Ходили в лес, собирали ягоды, травку съедобную. Иногда так наедались ею, что животы вздувались, – рассказывает Иван Кузьмич. – А выхода ведь не было. Всю скотину немцы отобрали, вот и жили на подножном корме».

А однажды маленький Ваня помог красноармейцам не попасть в плен.

«Я с мамой пошёл в поле, чтобы нарвать конопли и сделать из неё нитки. Вдруг из кустов кто-то сказал: «Подойдите сюда». Мы испугались, но подошли. Оказалось, что это были два красноармейца-разведчика. Они попросили нас укрыть их на пару дней в селе. Было это 3 августа 1943 года».
Через два дня ночью Иван вывел наших разведчиков окольными тропами в лес.

«На всю жизнь я запомнил их слова: «Не волнуйся, малый, через несколько дней мы вас освободим!» – вспоминает Иван Евсюков.

Не обманули советские солдаты. Ранним утром 5 августа, по словам Ивана Кузьмича, немцы начали собирать свои вещи, а один, тот, который заведовал кухней, сказал подростку: «Гитлер капут!» – и они, мол, сейчас «шнель, шнель, цурюк в Дойчланд!» (быстро, быстро назад в Германию). А к вечеру 5 августа советские войска очистили село Почаево от фашистской погани.

Не обошлось, к сожалению, и без трагической случайности. Как рассказал Иван Евсюков, в тот день, когда наши войска уже взяли село, в небе появились три самолёта.

«Это были наши самолёты, и мы стали махать им руками, что-то кричать. Но вдруг лётчики спикировали и сбросили несколько бомб. Погибли два человека и сгорели два дома. На улицу выбежал майор и выстрелил в воздух красной ракетой, но было уже поздно. Видимо, лётчики ещё не знали, что в селе уже нет немцев», – поведал он.

В Грайворонском районе осталось чуть более 50 ветеранов Великой Отечественной войны. По возрасту и здоровью они уже не могут встречаться с молодёжью, чтобы рассказывать о тех страшных событиях нашей истории. Осталась надежда на таких вот детей войны, как Иван Кузьмич Евсюков. И в скором времени, возможно, грайворонцы перевернут страницу героической истории своего района. Потому что рассказывать о предках-победителях в подвале, где находится районный краеведческий музей, очень непросто.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×