Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 сентября 2014, 18:58
 Екатерина Шаронова 6237

Директор Белгородской филармонии Светлана Боруха: Мейнстриму мы противопоставляем музыку сложных форм

Обозреватель «Белгородских известий» узнала, каким будет 48-й концертный сезон филармонии

Директор Белгородской филармонии Светлана Боруха: Мейнстриму мы противопоставляем музыку сложных форм Светлана Боруха. Фото Антона Черева
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

1 октября, в Международный день музыки, в Белгородской государственной филармонии прозвучит первый концерт 48-го сезона, посвящённый 25-летию «Музыкального обозрения» – ведущей национальной газеты, освещающей всё, что касается музыкального процесса в столицах и регионах. Директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха рассказала, каким будет новый творческий год.

Культурный лидер региона

– Светлана Юрьевна, как вы, руководитель такой мощной, сложно устроенной организации, как филармония, определяете её место в культурном пространстве Белгородской области?

– Мы занимаем одну из лидирующих позиций в нашем регионе. А в России входим в десятку лучших филармоний. Конечно, в первую очередь благодаря нашим коллективам: флагману БГФ, её гордости – симфоническому оркестру (105 человек) под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина; прекрасному оркестру русских народных инструментов (57 человек), которым дирижирует заслуженный работник культуры России – художественный руководитель БГФ Евгений Алешников; концертному оркестру духовых инструментов (55 человек) под управлением главного дирижёра Юрия Меркулова; ансамблю песни и танца «Белогорье» (художественный руководитель – заслуженный работник культуры России Наталья Чендева, 57 человек); No comment band – джазовому оркестру Владимира Уварова (25 человек); камерному хору (главный дирижёр – Елена Алексеева)... Кроме того, у нас очень много коллективов малых форм, солистов – вокалистов и инструменталистов.

Дело, конечно, не только в коллективах, в численности их артистического состава (симфоническому оркестру ведь не для каждой программы необходим полный состав, но, к примеру, произведения Малера требуют именного его), но и в тех проектах, которые мы воплощаем. К слову, не только на своих основных площадках, но и по всей Белгородской области. Той музыке мейнстрима, что легко воспринимается, не требует интеллектуальных усилий, филармония противопоставляет музыку сложных форм, классику в первую очередь. И, естественно, наши концерты помогают её понимать, развивают эстетический вкус слушателей всех возрастов.

– О 25 абонементных программах нового филармонического сезона мы уже рассказывали нашим читателям. Всё-таки на какие концерты вы бы обратили особое внимание меломанов?

– Не преувеличу, если скажу, что каждый концерт БГФ уникален. И к каждому наши артисты готовятся как к самому важному. Во-первых, отмечу события, посвящённые значимым в мире музыке юбилеям... Талантливый скрипач Московской филармонии Родион Замуруев прибудет к нам и воплотит с нашим симфоническим оркестром программу к 150-летию выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса. И как же без музыки Малера? Рашит Нигаматуллин обязательно подготовит Седьмую симфонию к 155-летию великого австрийского мастера. Кроме того, цикл концертов (абонемент № 18 «П. И. Чайковский. Шаги к бессмертию») мы посвятили Петру Ильичу Чайковскому – в 2015-м мир отпразднует 175-летие самого русского, как мне кажется, композитора. Мы вновь обратимся к имени Георгия Васильевича Свиридова и исполним музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» для детской и юношеской аудитории.

Приедут к нам и удивительный музыканты: представитель азиатской фортепианной школы Тэ-Хен Ким (Южная Корея), великолепный санкт-петербургский альтист Алексей Людевиг, виртуозная скрипачка из Москвы Юлия Игонина.

Очень интересные концерты прозвучат в рамках абонемента «Камерные вечера». Скажем, два из них обратят внимание слушателей на искусство гитарного исполнительства – выступят признанный «царь гитары» Артём Дервоед и музыканты одного из ведущих российских ансамблей «Русского гитарного квартета». Продолжим и цикл «Роман с роялем», где заслуженный работник культуры России Ирина Соколова представляет лучшие образцы фортепианной музыки.

Наш солист-мультиинструменталист Тимур Халиуллин (орган, карильон, клавесин) продумывает интересные программы клавесинных выступлений, а также карильонные концерты в Большом зале БГФ. Не могу не рассказать, что буквально на днях в Санкт-Петербурге завершился Международный конкурс органистов Исайи Браудо. И победителем этого престижнейшего форума стал именно Тимур Халиуллин.

– 15 октября симфонический оркестр выступит в московском Концертном зале имени П. И. Чайковского, в минувшем июне играл в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга имени М. И. Глинки. Мы помним также и об участии наших музыкантов во II симфоническом форуме России в Екатеринбурге и XXXIV международном фестивале современной музыки «Московская осень»... Как вы представляете дальнейшее развитие этого коллектива?

– Музыка – то же совершенство, она не имеет пределов. И музыканты развиваются с каждой премьерой, да и вообще с каждой исполненной партитурой. Разумеется, для нас очень престижно играть в Концертном зале имени П. И. Чайковского (белгородцы слышали эту программу), да к тому же открывать специальный абонемент «Шедевры русской симфонической музыки», в рамках которого Московская филармония представит оркестры из регионов России.

Конечно, мы были бы счастливы получить приглашение на гастроли по России или Европе, но здесь важно помнить о балансе между желаемым и необходимым. Увлёкшись достижением немыслимых высот, мы можем лишить прекрасной музыки наших слушателей. А ведь именно белгородцы – наша главная аудитория.

Высокое искусство доступно всем

– Вы упомянули о сценических площадках... Большой, Малый, Органный – помимо собственно филармонических залов артисты БГФ часто выступают на оpen-air. Между тем в середине июля в Институте муниципального развития и социальных технологий проводили круглый стол «Культура как инструмент стратегического управления городом». И, выступая там, вы говорили о том, что сценическая площадка парка Победы совсем не подходит для концертов больших коллективов. Как-то этот вопрос будут решать?

– Да, сейчас музыканты симфонического оркестра БГФ, к примеру, фактически «сидят на земле» – оркестр нельзя разместить в «ракушке». Мы обсуждали этот вопрос с Сергеем Боженовым – мэр Белгорода хорошо понимает нашу проблему. Сергей Андреевич обдумывал проект реконструкции летнего кинотеатра парка имени Ленина, который давно не функционирует. И, возможно, именно здесь появится профессиональная сцена, где могли бы выступать даже такие крупные коллективы, как оркестры филармонии.

Мы всегда рассматриваем все возможные варианты. Скажем, сейчас в стадии разработки идея концертов в ботаническом саду НИУ «БелГУ» – летом предложим белгородцам такой интересный абонемент. Об этом мы уже договорились с ректором вуза Олегом Полухиным. Что касается транспорта – туда ходит городской автобус, а кроме того, поначалу будем отправлять автобусы от филармонии и госуниверситета.

– В рамках круглого стола вы также рассказали, что в новом сезоне Белгородская филармония начнёт воплощать проект «Всероссийский виртуальный концертный зал». Насколько мне известно, речь о том, чтобы делать высокое искусство доступным для тех слушателей, кто в силу своего местоположения не может присутствовать на концертах...

– Так и есть. Этот необычный и очень интересный проект возник благодаря Свердловской государственной филармонии (Екатеринбург). С одной стороны, у них слабо развита инфраструктура дорог, с другой – не везде есть такие дворцы и дома культуры, как в нашей области. По этим причинам их симфонический оркестр не может гастролировать по региону. Тогда и придумали в отдалённых населённых пунктах показывать концерты в режиме онлайн и оффлайн, создавая некую иллюзию присутствия на концерте.

В Московской государственной академической филармонии уникальную идею екатеринбуржцев осмыслили по-своему. Ведущая концертная организация страны, где выступают лучшие наши и мировые исполнители, предоставила возможность жителям России увидеть, что происходит на их сцене. Теперь профессиональное видео в формате FullHD с синхронизированными изображением и звуком смогут увидеть и белгородцы.

– Когда ждать первой из подобных трансляций и где именно они будут проходить?

– Бесплатные показы состоятся в Соборном зале храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и Театральном зале Белгородского государственного института искусств и культуры. Оба зала располагают всеми необходимыми для трансляции мультимедийными устройствами. Сейчас идут последние приготовления – отлаживаем аппаратуру, закачивают выбранные оффлайн-программы (с онлайновыми пока повременят до следующего сезона – их нужно технически отработать – прим. авт.)... Стартовать проект должен в ноябре. Возможно, мы совместим его с фестивалем.

Время фестивалей

– С фестивалем?

– Речь о Фестивале современной музыки. Этим проектом БГФ заинтересовались в Министерстве культуры России и выделили на него средства (при частичном финансировании правительства Белгородской области). И теперь с 11 по 14 ноября мы проведём крупный форум, который познакомит наших слушателей с сочинениями отечественных и зарубежных композиторов, созданных в наше время.

– Думаю, белгородские меломаны хорошо помнят прошлые концерты фестиваля. А уже определили, что именно войдёт в программу грядущих?

– Симфонический оркестр исполнит музыку Антона Танонова (композитор, звукорежиссёр, зав. кафедрой композиции Петербургской консерватории) и выдающегося Гия Канчели. Оркестр русских народных инструментов – музыку Геннадия Чернова, Григория Зайцева (старший преподаватель Московского института музыки имени А. Г. Шнитке), Кирилла Волкова (профессор Российской академии музыки имени Гнесиных). Духовой оркестр – музыку Игоря Савинова. Один из фестивальных концертов полностью посвятим сочинениям наших белгородских авторов – членов Союза композиторов России Юрия Мишина, Николая и Елены Бирюковых.

– Что касается двух главных фестивалей весны – «Борислав Струлёв и друзья» и «Шереметевские музыкальные ассамблеи», уже есть представление об их концертах?

– Как и все поклонники BelgorodMusicFest, мы ждём, что нам преподнесёт Борислав Струлёв в этом марте. Пока он всё держит в большой тайне, но уже совсем скоро должен раскрыть свои карты.
А вот ассамблеи перенесли на осень 2015-го. Почему? Почувствовали, что достаточно сложно для публики воспринимать два фестиваля подряд. Так вот мы снова только ещё более масштабно представим связь музыки и искусства. Условное название шереметевского фестиваля – «Музыка, изобразительное искусство и литература XIX века». Нас поддержат художественный и литературный музеи – в рамках ассамблей здесь организуют выставки.

Известная балерина Юлия Махалина снова выступит в Белгороде. Пусть наша сцена не приспособлена для балета, но артистку настолько расположили белгородские слушатели, так впечатлили студенты БГИИКа, что она захотела приехать к нам со своими учениками и, более того, предложила учащимся института искусств и культуры танцевать вместе с ней. Махалина выберет ребят, определит для них программу, а наши специалисты подготовят их к концерту – они выйдут на одну сцену с великой балериной.

– А фестиваль хоровой музыки «Рождественские хоровые ассамблеи», который впервые провели в этом январе, состоится?

– Замечательный проект, мы его обязательно воплотим в начале 2015-го. И посвятим вековому юбилею великого русского композитора Георгия Свиридова.


Любопытно: посвятив программу концерта открытия 25-летию «Музыкального обозрения», Белгородская филармония приняла интересные условия – произведение, которое войдёт в неё, должно так или иначе быть связано с числом 25. Вот и получилось, что некоторые из партитур, которые прозвучат, их авторы создали в возрасте 25 лет: Увертюра к опере «Сорока-воровка» Джоаккино Россини, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор Эдварда Грига, Сюита из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича. А Симфония № 1 ре мажор «Классическая» Сергея Прокофьева – его 25-й опус. Музыку исполнит симфонический оркестр БГФ под управлением главного дирижёра – заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина, при участии солиста из Москвы – лауреата международных конкурсов Сергея Кузнецова (фортепиано).


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×