Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 апреля 2014, 15:29
 Екатерина Шаронова 4507

Куда ты мчишься, тройка-Русь?

В Белгородской филармонии состоялся третий, завершающий концерт фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи»

Куда ты мчишься, тройка-Русь? Фото Михаила Малыхина
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

«Ассамблеи» завершились грандиозной литературно-музыкальной композицией. Название концерта «Куда ты мчишься, тройка-Русь?» – перефразированные строки Гоголя, отсылающие к едва ли не самому насущному для Георгия Свиридова вопросу. Рассуждения по поводу которого в первую очередь представлены в его музыке.

На протяжении трёх фестивальных дней белгородских слушателей погружали во вселенную мысли Свиридова через самые знаковые сочинения композитора. И если первые два концерта посвятили его главному направлению – камерно-вокальному, то в финале преподнесли образцы наследия 1960-х – редкие инструментальные свиридовские сочинения для симфонического оркестра. В большом зале Белгородской государственной филармонии прозвучали «Маленький триптих» и «Метель».

Три картины Руси

Если вы когда-либо видели легендарный спектакль «Царь Фёдор Иоаннович», который в 1973-м на сцене Малого театра поставил наш земляк – известный режиссёр Борис Равенских, или хотя бы слышали о нём, то должны знать: в нём звучит «Маленький триптих». Великолепная музыка о великой России, в которой восстают картины национального эпоса, русской старины и многотрудной истории, возникает и становится полнокровным образ гоголевской птицы-тройки. Симфонический оркестр филармонии под управлением Дмитрия Филатова играет «Маленький триптих». Необычайной красоты шедевр свиридовского инструментализма как пролог к тому уникальному действу, которое последует за ним…

Новая музыка – всё та же боль

1964-й. Свиридов получает предложение от Владимира Басова. Знаменитый актёр и режиссёр, он снимал «Метель» по одноимённой повести Пушкина и за музыкой к фильму обратился именно к Георгию Васильевичу. У композитора возникла идея претворить в этой музыке образ России уездных городков времён Пушкина. Музыка выходит по обыкновению ясной и лаконичной, великолепной. Правда, иронии, заложенной Пушкиным в тексте, композитор её лишает и выходит за рамки идеи поэта.

Пройдёт десять лет, и Свиридов снова обратится к «Метели». «Тройка», «Вальс», миниатюры «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога»… Собрав музыку эпизодов фильма, он создаст сюиту. Она станет известна как музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (жанр музыкальной иллюстрации определит для него сам автор).

«Скромное определение», – считает теоретик музыки Михаил Аркадьев, определяя жанр свиридовской «Метели» как симфония-сюита.

Диалог двух гениев

«Метель» в Белгороде уже звучала. В 2007-м. Тогда произведение исполнил симфонический оркестр, а пушкинский текст читал народный артист СССР Василий Лановой. Семь лет спустя «Метель» прозвучала снова. Чтобы её возвращение опять обернулось триумфом, из столицы прибыл народный артист России Валерий Баринов. Блестящая игра симфонического оркестра Белгородской филармонии под управлением Дмитрия Филатова и дар художественного слова Баринова явили «Метель» в гармоничном единстве художественного слова и музыкального. И в этой «Метели» в диалоге сходятся два гения прошлого – Пушкин и Свиридов.

«Я это произведение до сегодняшнего концерта нигде не читал. Исполнил его впервые и, может быть, в последний раз», – пояснил актёр.

 

Валерий Баринов.
Валерий Баринов.
Фото Михаила Малыхина

Баринову посчастливилось быть знакомым со Свиридовым. Он играл в спектакле Малого театра «Царь Иоанн Грозный», музыку для которого написал композитор.

«Мне всегда казалось, что эта фантастическая музыка совершенно не сочетается с этим потрясающим произведением. Для меня это произведение написано очень светлой, ироничной прозой. Несмотря на смерть Владимира, несмотря на тот подвох судьбы, который Пушкин устраивает своим героям, он всё-таки относится к ним с улыбкой, лёгкой иронией. Что я и пытался донести. Свиридов же в своей музыке проникает глубоко во внутреннее состояние героев, открывая пушкинское произведение с совершенно иной стороны. И вдруг я понял, что вот благодаря этому несочетанию всё и получится очень интересно. Ведь именно конфликт – то, что интересно на сцене, то, что может иметь замечательный эффект для публики», – считает Баринов.

Ветер завыл, сделалась метель…

Издалека слышны переливы бубенцов и колокольцев – то мчится тройка, всё ближе и ближе она… Тут вступает симфонический оркестр. Баринов врывается в сценическое пространство с пушкинским «Пророком». Неожиданно.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей», – народный артист России ещё входит в образ, ещё в преддверии «Метели». Он обращён к Пушкину.

«Пушкин – это наша боль. Говорят, Пушкин – наше всё. Мне кажется, даже больше, чем всё», – скажет Баринов после концерта.

Вот актёр уже произносит эпиграф «Метели». Строки из «Светланы», баллады Жуковского, в которых метель – метафора грядущей трагедии, гнетущего предчувствия, скрытой угрозы и печального предзнаменования.

«Тройка» исчезает из виду. А зал заполняет музыка «Вальса», воссоздавая атмосферу балов XIX века. Баринов повествует о Марье Гавриловне, о желании её папеньки с маменькой выдать дочку замуж. О влюблённости девушки. О тайных свиданиях с милым Владимиром. Об идеи тайного венчания («Весна и осень»).

Известная мелодия «Романса» сопровождает сомненья, терзанья героини. Она в плену тайных мечтаний. Снов. Вещих ли? Или бессмысленных безобразных видений? Решение принято. Маша оставит письма родителям – и выйдет в ночь неизвестности, полагая, что навсегда покидает дом. А на дворе уже властвует метель… Роковая стихия поглотит её.

Звучит трепетная «Пастораль», и на её фоне разворачивается картина приготовлений влюблённого Владимира. Нам открывают его любовь, его томление, его надежды на счастье… Мужская уверенность обернётся отчаяньем, когда метель возьмёт его в свои снежные объятья и укажет на тщетность человеческих устремлений. Останется только разбушевавшаяся стихия да поле – бескрайний белый плен. Они заблудятся в нём, потеряют друг друга навсегда…

  • Дирижёр Дмитрий Филатов.

  • Автограф Валерия Баринова с благодарностью белгородцам.

Одинокая, Марья Гавриловна возвратится в отчий дом, сляжет. Родители, проникнув в тайну смертельно влюблённой девушки, опомнятся, но… На авансцене времени – 1812-й. Гремит «Военный марш» – Владимир уйдёт в армию, будет ранен под Бородино, кончится его земное существование. Между тем Машу ждёт ещё одна утрата – смерть отца. Богатая наследница, она вместе с матерью затворит двери когда-то милого, а теперь ставшего приютом печали дома, как затворит своё сердце для любви.

На музыку «Венчания» приходится встреча с Бурминым. Гусаром. С интересной бледностью. Питающие друг к другу чувство, они никак не могут объясниться. Непреодолимая преграда, между ними – тайна. И его, и её. Но однажды из него вырвется: «Я Вас люблю». «Отзвуки вальса» напомнят о прошлом. О старой любви. И возвестят: пришло время новой. Снова «Зимняя дорога», снова мчится тройка, и под звуки её бубенцов герои откроют друг другу тайну – и поразятся: метель давно соединила их. Казавшиеся неизбывными печаль и тоска в одночасье обращаются в счастье…

Последние минуты «Шереметевских музыкальных ассамблей» – 2014 потонули в криках «Браво!» – и великолепным музыкантам, и удивительному таланту Валерия Александровича.  Восторженная публика рукоплескала стоя. Это колоссальное внимание зрителей Баринов ощутит (в чём признается позже) и обратится к ним:

«Чудо искусства – то, что происходит между двумя компонентами – актёрами, музыкантами и зрителями. Появляется это чудо где-то вот здесь, над рампой, и только тогда, когда ваши и наши эмоции сталкиваются. Вы тоже были созидателями сегодняшнего спектакля. Вы были нашими партнёрами, очень хорошими партнёрами. Спасибо!»

III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» провели при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×