Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 апреля 2014, 11:15
 5229

Второй концерт «Шереметевских ассамблей» объединил музыку и поэзию

Второй концерт «Шереметевских ассамблей» объединил музыку и поэзию Тенор Анатолий Зайченко. Фото Михаила Малыхина
  • Новость

Георгий Свиридов писал романсы, песни и целые вокальные циклы на стихи русских поэтов. Именно им посвятили второй концерт фестиваля – «Музыкальное приношение Георгию Свиридову», прозвучавший в малом зале Белгородской государственной филармонии 11 апреля.

С музыкой на стихи Пушкина 19-летний Георгий Свиридов дебютировал как композитор в 1935-м. «Зимний вечер», «19 октября» («Роняет лес...»), «Зимняя дорога», «К няне», «Предчувствие» и «Подъезжая под Ижоры» – этим циклом из шести романсов он заявил о себе как о будущем великом мастере вокальных жанров. Пушкинским циклом открыли второй концерт «Ассамблей».

Мелодия у пушкинских сочинений особенна, как особенна она у сочинений Блока, Есенина – тех исключительных поэтов, кто пел человека, Россию, природу, любовь, Бога. В программу «Музыкального приношения» вошли «Петербургская песенка», «Вербочки», «Весна» Блока, «Есть одна хорошая песня у соловушки», «На земле живут лишь раз», «О родина, счастливый и неисходный час!» из поэмы «Отчалившая Русь» Есенина (1977), «Свежий день», «Мне не жаль, что друг женился» Александра Прокофьева.

Тонко чувствовал Свиридов не только русскую поэзию – зарубежную тоже. В концерте прозвучали и «Возвращение солдата» (из бёрнсовского цикла 1955-го), и «Как яблочко румян» Беранже, и «Маритана» из музыки к пьесе «Дон Сезар де Базан» Филиппа Дюмануа и Адольфа Деннери – музыкальное слово русского о Шотландии, русского о Франции.

 

  • Концертмейстер Гаянэ Апетьян и баритон Павел Черных.

  • Баритон Павел Черных.

Невероятный песенный мир Свиридова, полный радости, полный печали (говоря его словами), белгородским слушателям открыли блестящие певцы. Из Москвы прибыли солисты Большого театра – заслуженные артисты России Павел Черных (баритон) и Анатолий Зайченко (тенор). В первом отделении мужские голоса гармонично сочетались с удивительной красоты тембра женскими. Солистки Белгородской филармонии – заслуженные артистки России Светлана Ломоносова (сопрано) и Нина Стрижова (меццо-сопрано) великолепно исполнили десятичастный цикл «Вечерок» (1973). Эту музыку написал Валерий Гаврилов. Ученик, друг Георгия Свиридова, как и он – представитель «новой фольклорной волны». Слова принадлежат Гейне, Альбине Шульгиной и собственно ему. Ещё одно произведение Гаврилина – «Любовь останется» на стихи Бориса Гершта – публике преподнесла прекрасная солистка филармонии – сопрано Галина Зольникова, дополнившая столичных певцов во втором отделении.

Концертмейстеры «Музыкального приношения» – лауреат международных конкурсов Гаяне Апетьян (Москва) и заслуженный работник культуры России Ирина Соколова. Первый концерт музыкально-поэтического диптиха завершился продолжительной овацией зала.

III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. Завершится он 15 апреля.

Екатерина Шаронова


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×