Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 апреля 2014, 14:48
 Екатерина Шаронова 5676

Композитору планетарного масштаба

III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» открыт – белгородцам преподносят второй уникальный дар весны

Композитору планетарного масштаба Фото Михаила Малыхина
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Только завершился потрясающий BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья», а на сцене Белгородской государственной филармонии уже развёртывается фестивальное торжество русской музыки. И через музыку – она к тому побуждает – третьи «Шереметевские музыкальные ассамблеи» становятся временем погружения в свою историю, рефлексии над прошлым России, её настоящим и грядущим. Особенно если их посвящают Георгию Свиридову, грандиозному феномену его музыки, его мышления.

«Ассамблеи»-2014

На этот раз три концерта фестиваля объединяют не те виды искусства, которые наиболее развивали Шереметевы (опера, хоровое пение, балет), а фигура музыкального творца – Георгия Свиридова. Идея эта принадлежит митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну.

Многие удивятся – мол, юбилейный год выдающегося композитора и пианиста XX века тот, что грядёт, – 2015-й. Правда, но мы вступили в год 60-летия Белгородской области и вспоминаем свою историю. Вспоминаем, что Свиридов, появившийся на свет в курском Фатеже, – наш земляк. Вспоминаем, что он как депутат Верховного Совета РСФСР три созыва представлял нашу землю.

Музыка как судьба

В синем сумраке сцены проступают силуэты музыкантов симфонического оркестра Белгородской филармонии. Несколько минут – и зазвучит музыкальный эпиграф фестиваля, партитура редкой красоты и глубины. Но до того перед зрителями предстанет «Музыка и душа» – фрагменты цикла новелл, который наш соотечественник, известный документалист Николай Ряполов посвятил Свиридову.

«Для меня Россия – страна простора, страна песни, страна печали, страна Христа…», «художник должен служит раскрытию истины», «слово несёт мысль о мире. Музыка несёт чувство, ощущение, душу этого мира. Вместе они могут быть истиной мира», – великий национальный мастер, Георгий Васильевич говорит с нами с экрана о России, музыке и Боге.

Свою ленту Ряполов снял по книге «Музыка как судьба». Композитор-мыслитель вёл записи с 1957-го. За четыре десятка лет скопилось 180 толстых тетрадок – подлинный литературный памятник ушедшей эпохи. Текст 19 из них сопроводил предисловием, комментариями и издал книгу племянник Свиридова, хранитель его творческого наследия, музыковед Александр Белоненко. Он прибыл в Белгород открыть фестиваль и рассказать о своём великом дяде.

 

Племянник Свиридова Александр Белоненко и директор белгородской филармонии Светлана Боруха.
Племянник Свиридова Александр Белоненко и директор белгородской филармонии Светлана Боруха.
Фото Михаила Малыхина

«Благодаря тому, что был Свиридов, русская музыка в известной степени не потеряла своего лица. Она сохранила свои исходные черты, традиции. С другой стороны, это совсем новое слово о России XX столетия. И именно судьба России всегда находилась в центре внимания Свиридова. Ведь музыка для него – духовное явление, связанное с самосознанием нации. Он понимал себя как композитора национального в первую очередь», – скажет Александр Сергеевич на пресс-конференции, предшествующей открытию фестиваля.


Посвящение Георгию Свиридову

В первом концерте «Ассамблей» продуманно и гармонично объединили сочинения Дмитрия Шостаковича («Полька», «Танго», «Танец ломового извозчика» из балета «Болт»), Валерия Гаврилина (фрагменты из балета «Анюта»), Бориса Чайковского («Кадриль» и «Скоморошина» из музыки к кинофильму «Женитьба Бальзаминова») и, собственно, Свиридова. К слову, и Свиридов, и Чайковский – ученики Шостаковича.

«Все эти композиторы близки между собой духовно и эстетически. Считая основным словом музыки, её ликом, образом мелодию, они шли именно от неё. И в своём мелодическом даровании были неподражаемы. Причём строили современную мелодию. Конечно, она связана с традицией – с народной песней, но это современный мелос. Такого мелоса не было в XIX столетии. И гармонии такой не было. Это новое направление. Я называю его национально-неоромантическим. Кроме того, эти композиторы стремились говорить на таком языке, который понятен аудитории. Без них трудно представить русскую музыку XX века», – объясняет концепцию «Посвящения Георгию Свиридову» Белоненко.

Август 1973-го. На Прохоровском поле открыли мемориальный комплекс «В честь героев Курской битвы». Специально к этому событию Свиридов написал музыку «Памяти павших» (вот ещё одна нить, крепко связавшая композитора и Белгородскую область). Величественная, полная смешанных чувств скорби и счастья выстраданного мира, она долгое время раздавалась здесь. Перестала после перестройки. И вот спустя многие годы забвения это особое для нашей земли произведение снова пронзительно звучит. Со сцены филармонии. На несколько секунд повисшую тишину взрывают рукоплескания сотен рук – она одномоментно становится музыкальным эпиграфом фестиваля-2014.

Центральная премьера

Какими бы сильными ни были первое потрясение зрителей и последующий восторг от второго отделения, всё же безусловное музыкальное сердце программы фестивального открытия – «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова.

«Это первое сочинение советской музыки, посвящённое судьбе русской нации. Речь идёт о крестьянине, но подразумевается Россия в один из самых переломных моментов её истории. Революция воспринималась Свиридовым как ключевое событие, эхо которого доносится и до наших дней, – поясняет Александр Сергеевич. – С «Поэмы» начинается его новый, «русский», стиль».

Впервые её представили публике в последний день мая 1956-го в московском Концертном зале имени П. И. Чайковского. От песни-монолога «Я – последний поэт деревни» к камерному вокальному циклу и наконец к вокально-симфонической поэме, фактически оратории (во времена Союза из этого жанра сделали государственный, прославляющий вождей, Свиридов возвращает ей утраченный статус) – такую эволюцию прошёл замысел композитора, прежде чем он завершил «Поэму». Три раздела и десять частей – произведение для тенора, хора и оркестра сильно разрослось от первоначальной версии. Свиридов выбрал девять есенинских стихотворений и отрывков разных лет (от 1910-го до 1924-го). «Я – последний поэт деревни» остался ключевым фрагментом.

Его и «Небо как колокол» Белоненко назовёт отходной, панихидой по России в целом, вселенским набатом. Такое ощущение было у Свиридова в то время. И когда звучит музыка «Поэмы», это ощущение становится нашим. Нашими становятся её печаль, тоска, драма и между тем утверждение веры в жизнь. Вслед за Свиридовым и Есениным нас проводят от крестьянской Руси к новой России, от страны уходящей к нарождающейся. Воспринятая как акт реабилитации Есенина (самоубийца, его имя в то время не произносили, его произведения покинули страницы школьных учебников, их перестали издавать), партитура словно возвращает, а возможно, и по-иному открывает нам великого русского поэта.

Удивительный образец симфонизма, и притом редкий (здесь оркестр и вокалисты существуют на равных), «Поэму» во всей её сложности, чувственной противоречивости и редкой красоте белгородской публике преподнесли симфонический оркестр под управлением главного дирижёра – заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина, камерный хор (главный дирижёр – Елена Алексеева) и блестящий солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и арт-проекта «ТенорА ХХI века» Александр Скварко.

И как признание исключительного мастерства всех исполнителей, но в первую очередь оркестра и личности, им управляющей, Белоненко преподнесёт свой букет Рашиту Нигаматуллину, в который раз убедившись для себя, что белгородский коллектив – один из лучших в России (в следующем году наш оркестр примет участие в масштабных музыкальных проектах, посвящённых столетию Свиридова).

И пророческими покажутся слова академика Дмитрия Лихачёва о Свиридове как о русском гении, чьё «творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры». Ибо первый концерт фестиваля стал ещё одним аргументом, подтверждающим истину этой мысли.

III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. 11 апреля – второй концерт «Ассамблей». Романсы и песни Георгия Свиридова и его ученика и друга Валерия Гаврилина исполнят солисты Государственного академического Большого театра России – заслуженные артисты России Павел Черных (баритон) и Анатолий Зайченко (тенор). В «Музыкальном приношении Георгию Свиридову» примут участие и ведущие солистки филармонии – Галина Зольникова, заслуженные артистки России Нина Стрижова и Светлана Ломоносова. Концертмейстеры вечера – лауреат международных конкурсов Гаянэ Апетьян (Москва) и заслуженный деятель культуры России Ирина Соколова.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×