Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 сентября 2019,  12:41
 4357

Борис Морозов: С белгородским театром я всегда шёл по первопутку

29 сентября БГАДТ имени М. С. Щепкина открывает 84-й творческий сезон

Борис Морозов: С белгородским театром я всегда шёл по первопуткуБорис МорозовФото: Наталья Зотова
  • Статья
  • Статья

Зрители увидят премьерный спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по одноимённой комедии Александра Островского. Поставил её народный артист РФ, главный режиссёр Центрального академического театра Российской армии Борис Морозов.

Эксклюзивное интервью для «БелПрессы» мастер режиссуры дал накануне генеральной репетиции спектакля.

Борис Афанасьевич, много лет назад в интервью перед премьерой спектакля «Лес» в Белгородской драме вы сказали: «Если бы мог – поставил всего Островского!»

— И сегодня подтверждаю эти слова!

— А что вас как режиссёра и человека так привлекает в этом драматурге?

— Наверное, будет интересен такой факт: «На всякого мудреца довольно простоты» – это мой восьмой спектакль в Белгородской драме и восьмое обращение к Островскому в моей режиссёрской судьбе. Я действительно очень люблю нашего классика – удивительного, очень современного художника, который тонко чувствует жизнь и человека. И поэтому его пьесы так остро отзываются в сегодняшнем нашем существовании, в наших чувствах, размышлениях, поисках…

Для режиссёра «Мудрец» интересен тем, что отличается от других пьес драматурга: он выходит за пределы нашего восприятия Островского как певца Замоскворечья и купеческого быта. Эта пьеса словно несёт в себе заряд Гоголя и Салтыкова-Щедрина. И самое дорогое для меня, что в ней ощущается грибоедовское «Горе от ума», потому что Глумов – он же как Чацкий, только в другой исторической эпохе. Так же, как Чацкий, он бросает вызов времени и обществу! И такая перекличка наших великих писателей, которые неожиданно могут существовать в пространстве одного произведения своими мыслями, взглядами, чувствами, делает пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» великой, сложной и прекрасной.

 

Наталья Чувашова (Машенька), народная артистка России Марина Русакова (Турусина) и Вероника Васильева (Мамаева) Наталья Чувашова (Машенька), народная артистка России Марина Русакова (Турусина) и Вероника Васильева (Мамаева) / Фото: Наталья Зотова

 

— Вы не раз говорили, что Островский интересен сопряжённостью с современностью. В пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» это явлено с такой остротой, что даже страшно становится: 150 лет прошло, а написано как будто сегодня!

— Наверное, это свойство любого великого произведения. Я сейчас выпускал курс в ГИТИСе, и одним из дипломных спектаклей был «Ромео и Джульетта». И когда мои студенты играли его на гастролях в городах России и за рубежом, зрители везде по‑живому ощущали и присваивали себе эту историю, отодвинутую от нас несколькими веками.

Думаю, всё дело в том, что такие великие художники, как Шекспир, Островский, Чехов, глубоко проникают в душу человека, а душа человеческая всегда неизменна. По интонации она может звучать иначе в разные времена, но по сути человек всегда один и тот же – со своими болью, страстями, размышлениями о жизни, борьбой за счастье, выбором между добром и злом. Тема выбора в последнее время меня очень волнует, потому что, я считаю, человек каждый день существует в процессе выбора.

И у Островского мощнейший выбор! Он происходит с самого начала пьесы, когда Глумов делает свой выбор. И потом мы наблюдаем, как энергия выбора отражается в нём, в окружающей его жизни, в людях, которых он ввинчивает в водоворот своей игры, и что в результате происходит. Вот этот взгляд в человека, в его душу, в его сердечную энергию и делает великих писателей очень современными.

 

Народный артист РФ Виталий Стариков (Крутицкий) и заслуженный артист РФ Виталий Бгавин (Мамаев) Народный артист РФ Виталий Стариков (Крутицкий) и заслуженный артист РФ Виталий Бгавин (Мамаев) / Фото: Наталья Зотова

 

— Вот вы обмолвились о близости Чацкого и Глумова… Глумов и появляется в спектакле подобно грибоедовскому герою – в плаще-крылатке, широкополой шляпе, словно странник.

— Я больше скажу: ведь «Горе от ума» – это мой первый спектакль в Белгороде, с него началось моё сотрудничество с замечательным, очень любимым мною театром. И Глумов выходит у меня из зала, потому что в этот же зал уходил Чацкий! Я понимаю, что кто‑то прочтёт это, а кто‑то – да 90 %! – нет. Но это важно прежде всего для меня самого. Не за тем, чтобы наполнить спектакль какими‑то режиссёрскими шифрами, а чтобы передать актёрам мои ощущения, мысли, энергию.

Когда я рассказывал артистам о Глумове как о Чацком, которого перевернуло мятущееся, неспокойное время, признался, что даже хотел начать спектакль прямой цитатой из «Горя от ума». Но решил потом всё‑таки этого не делать.

— Вот что интересно: Глумов поступает жестоко, гадко, низко, а ты ловишь себя на мысли, что искренне сочувствуешь этому молодому человеку, который «умён и зол» и отчаянно борется за своё место под солнцем.

— Это замечательно! А если получится сопереживать каждому персонажу – ещё лучше! Потому что у каждого героя пьесы своя правда, своя судьба, свой выбор, с которым мы можем не соглашаться, но видим, как он мучителен для человека.

 

Наталья Чувашова (Машенька) и Сергей Штатнов (Курчаев) Наталья Чувашова (Машенька) и Сергей Штатнов (Курчаев) / Фото: Наталья Зотова

 

— Вы упомянули, что «На всякого мудреца довольно простоты» – это восьмой ваш спектакль на белгородской сцене. Совсем скоро выйдет в свет книга театрального критика, писателя Натальи Старосельской, посвящённая вашему творческому пути, и в ней – большая глава о спектаклях режиссёра Бориса Морозова в Белгородской драме. А что для вас значит глава жизни, связанная с Белгородом?

— Это большой и значительный для меня этап жизни. Во многом ещё и потому, что, кроме одного спектакля, все остальные я ставил с белгородцами по тем пьесам, которые никогда и нигде до того не ставил. А какие мощнейшие названия, какие авторы! Грибоедов, Островский, Толстой, Чехов, Горький… Всё это высокая драматургия, а отсюда и интерес, и сложность работы, особенно когда идёшь с артистами по первопутку прочтения пьесы – с ошибками, поисками, открытиями. И здесь очень важен момент творческого взаимопонимания режиссёра и артистов. Благодаря ему мои спектакли в Белгороде и состоялись.

И ещё для меня очень дороги творческие и человеческие связи, которые установились между Белгородской драмой и Театром армии, где я открываю уже свой 25-й сезон в качестве главного режиссёра. Из этих 25 лет 20 мы дружим театрами: белгородцы не раз играли на сцене ЦАТРА, армейцы – постоянные участники Щепкинских фестивалей. И в нынешнем ноябре мы будем закрывать фестиваль моим спектаклем «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова.

А дружба с Виктором Ивановичем Слободчуком – это вообще отдельная страница моей жизни! Которой могло бы не быть, если бы не его понимание театра, удивительная интуиция, способность слышать режиссёра и откликаться на его предложения, созданный им уникальный коллектив, способный решать самые сложные творческие задачи. Знаете, один режиссёр сказал: «В театре может быть только одна диктатура. Диктатура творчества». Мне кажется, Слободчук исповедует эту диктатуру – во имя театра, творчества, артиста, а в результате – во имя зрителя.

Беседовала Наталья Почернина

Вероника Васильева (Мамаева) и Владимир Дорогин (Глумов) Вероника Васильева (Мамаева) и Владимир Дорогин (Глумов) / Фото: Наталья Зотова

P. S. Над постановкой спектакля с Борисом Морозовым работали москвичи – сценограф Анастасия Глебова и художник по костюмам Андрей Климов. В спектакле заняты народная артистка РФ Марина Русакова, народный артист РФ Виталий Стариков, заслуженный артист РФ Виталий Бгавин; артисты Вероника Васильева, Татьяна Дюжикова, Валерия Клетнёва, Анна Лего, Екатерина Максюта, Надежда Пахоменко, Ольга Решетова, Наталья Чувашова, Илья Васильев, Владимир Дорогин, Руслан Желудков, Владимир Кубриков, Андрей Манохин, Борис Милашенко, Михаил Новичихин.


 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×