Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 декабря 2021,  13:20

В Белгородском драматическом театре поставили комедию «Ревизор»

Режиссёр-постановщик спектакля по знаменитой пьесе Николая Гоголя – народный артист России Борис Морозов

В Белгородском драматическом театре поставили комедию «Ревизор»Фото: Павел Колядин
  • Статья

Первые показы очередной премьеры 86-го театрального сезона в Белгородской драме прошли 4 декабря.

«На редкость гармоничная труппа»

Снова на белгородской сцене – классика театрального репертуара. На этот раз – нестареющая с годами комедия Гоголя «Ревизор».
 
Пересказывать её сюжет нет нужды. Достаточно лишь сказать, что городничий (Виталий Бгавин) собирает в своём доме смотрителя училищ Хлопова (Дмитрий Евграфов), судью Ляпкина-Тяпкина (Иван Кириллов), попечителя богоугодных заведений Землянику (Андрей Терехов), почтмейстера Шпекина (Игорь Ткачёв), уездного лекаря Гибнера (Илья Васильев), отставного чиновника Коробкина (Андрей Зотов), чтобы сообщить «пренеприятное известие» – в город едет ревизор. За него примут Хлестакова (Андрей Манохин). 

«Ревизор» – десятый спектакль, который Борис Морозов поставил в БГАДТ им. Щепкина. Его соавторами стали художник-постановщик Анастасия Глебова и художник по костюмам Андрей Климов.

 

 

За более чем полтора с лишним века существования пьесы гоголевского «Ревизора» всё равно называют вечно современным и актуальным. На этапе репетиций Морозов отмечал в интервью, говоря о своём подходе к спектаклю: «дай бог расшифровать то, что туда заложил Николай Васильевич».

«День премьеры, когда мы играем первый раз спектакль на зрителя, и покажет, насколько нам удалось сделать эту работу сегодняшней, насколько это интересно сегодняшнему зрителю и не осталось ли содержание там где‑то за давностью лет и так далее, – рассказывает Борис Морозов «БелПрессе». – Но у меня ощущение такое, что настолько современно звучит Николай Васильевич сегодня, настолько он про нас пишет. Не в плане того ревизора, который приехал, а в плане того, чтобы пересмотреть, как каждый человек живёт. И вот об этом нам и хотелось поговорить. Это, кстати говоря, есть и Николая Васильевича Гоголя в его «Развязке ревизора» (этюд, написанный Гоголем в 1846 году для двух предполагавшихся изданий пьесы и напечатанный уже после его смерти – прим. авт.), где фигурирует Михаил Семёнович Щепкин и где его устами Николай Васильевич расшифровывает свои помыслы, которые согревали его при создании этой великой, на мой взгляд, комедии».

 

Говоря о творческом процессе и работе с артистами Белгородской драмы (к слову, в «Ревизоре» занята практически вся мужская часть труппы театра), режиссёр отмечает: 

«Белгородская труппа на редкость гармонично собрана, и для меня это очень важно и дорого. Это мой 10-й спектакль здесь, и, когда в далёком уже 2005 году я приехал на первую постановку «Горе от ума», удивительно точно другая великая комедия нашего русского классика Грибоедова разошлась, легла на труппу белгородского театра. В своё время, в XIX веке, антрепренёры, когда создавали труппу, проверяли, расходится ли «Горе от ума» на коллектив, который они собирают. Если расходится – значит, он классический. И я должен сказать, что очень доволен тем, как распределилась комедия «Ревизор» на труппу». 

При этом, по словам Бориса Морозова, он имеет в виду не результат, а процессе: 

«У меня не возникало такого, когда в работе ты вдруг начинаешь думать, что надо было кого‑то поменять ролями, а, может, поменять и артиста. Вот такого не было. Наверное, здесь сложилось и то, что я достаточно подробно знаю коллектив, и коллектив меня знает. Степень художественного и жизненного доверия в работе, когда касаешься такой великой драматургии, очень многое значит. Поэтому и дай бог, чтобы белгородский театр сохранил такую традицию».

Актёры и роли

Артистка Вероника Васильева в «Ревизоре» выходит на сцену в роли жены городничего, Анны Андреевны.

«Честно говоря, не была готова к тому, чтобы сыграть мать взрослой дочери, но очень рада, что соприкоснулась с этой комедией Николая Васильевича Гоголя», – признаётся она.

Свою Анну Андреевну, которую Гоголь характеризует «очень любопытной и при случае выказывающей тщеславие», Вероника Васильева называет в первую очередь непримиримой спорщицей. 

«Я долго размышляла над тем, какая она, ища образ. Есть люди, которые любят спорить со всеми. Кажется, оппонент с ним не спорит совершенно, а у них такая манера общения: всё время возражать. Я вспомнила, что встречала таких людей, можно сказать, вот такой она у меня получилась из моих наблюдений. Она спорщица, которая знает, как будет лучше, как выглядеть, себя вести. Вот такой она человек. Она спорит, дочь с ней спорит и, наверное, у неё берёт эту манеру общения», – говорит актриса.

 

Она отмечает: у Анны Андреевны остаётся и своя, больше женская, чем материнская обида на Хлестакова, одурачившего всех чиновников уездного города.

«К тому же это и полный крах её надежд и мечтаний, так как уж очень ей хотелось в столицу, дама она амбициозная. А уж там бы Анна Андреевна развернулась, как говорится. Потому что отдавая Хлестакова дочери, она чётко просчитывает будущие перспективы», – характеризует свою героиню актриса.

В этом театральном сезоне зрители увидели Веронику Васильеву в драматической роли в спектакле «Катерина Измайлова». Артистка говорит: сыграть комедийного персонажа – столь же непросто. 

«Кажется, что насмешить достаточно просто, но есть опасность уйти в какое‑то кривляние, в карикатурность. А здесь сложность в том, что эту историю нужно воспринять серьёзно. Отсюда и высекается юмор происходящего», – говорит Васильева. 

 

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», – объяснял сам Николай Гоголь.

В финале спектакля со сцены прозвучит хрестоматийное «Чему смеётесь?..», и каждый зритель, выйдя из театра, задумается, над кем или чем он смеялся в белгородской версии «Ревизора». 

До Нового года белгородцы увидят комедию «Ревизор» 15 и 22 декабря. 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×