Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 июля 2014, 10:43
 Виктория Передерий 838

Ориентация – на легенду

Трофи-ориентирование – спорт не только для элиты

Ориентация – на легенду Фото Евгения Моренко
  • Виктория Передерий

Хлебнуть грязи и в полной мере испытать на себе действие адреналина могли участники соревнований по трофи – ориентированию «Засечная черта», которые недавно прошли в Беловском районе Курской области. Инициатором выступил белгородский внедорожный клуб Custom Route. Сегодня мы общаемся с одним из организаторов соревнований Вячеславом Антоновым.

Спорт для каждого

– Вячеслав, бытует мнение, что трофи-ориентирование – спорт для элиты.

– Не согласен, в нашем клубе состоят люди разных профессий – от коммерческих директоров до рабочих. Их объединяет одно – увлечение полноприводной техникой и экстремальной ездой. Я, например, работаю инженером службы связи. Соответственно, и автомобили разнятся в цене. Кто-то ездит на дорогом джипе, кто-то – на отечественном «уазике». А кто-то вообще, на «котлете».

– «Котлета»– это переделанная машина?

– Да, авторский вариант автомобиля. В нём, как правило, сохраняется только оболочка от прототипа, вся техническая начинка изменена. Название по аналогии с известной песней – «я тебя слепила из того, что было».

– Расскажите про нынешние соревнования. Сколько было участников?

– «Засечная черта» прошла уже в пятый раз. Участвовало в соревнованиях около восьмидесяти экипажей. Причём не только из Белгородской, но из Курской, Тульской и Воронежской областей. По мнению всех спортсменов, трасса в этом году была более сложной и интересной. Правда, из-за этого многие экипажи сошли с дистанции ещё в первый день соревнований.

Мы стараемся не повторять прошлых ошибок. Усложнили трассу, сделали специальный «коридор», его смогли преодолеть только три процента машин в категории «Хард». Так что соревнования становятся более напряжёнными и увлекательными.

Что касается нового, в этом году мы впервые учредили категорию «Лайт». Это такой облегчённый вариант, в котором могли принять участие все желающие на любых автомобилях. Эту категорию мы ввели специально для популяризации внедорожного спорта. И не прогадали. Данная трасса была подготовлена с упором на ориентирование и исключала участки, на которых можно было повредить машину. Мы даже не ожидали, что это настолько заинтересует новичков, желающих попробовать себя в трофи-ориентировании. Первое место в категории «Лайт» занял экипаж Андрея Васина и Александра Борисова из пос. Разумное Белгородской области, они ехали на «УАЗ-Патриоте». Второе место досталось белгородцам Владиславу Венкову и Александру Прокофьеву на «Hyundai-Солярисе». Третье – тоже нашим землякам Михаилу Гостищеву и Александру Пономарёву на «Шевроле-Нива».

Что касается других победителей, то в категории «Стандарт» первое место у экипажа Холодов-Першин (Белгородская область), в категории «Рейд» – у экипажа Воронцов-Поминев (Белгородская область) , в «Харде» победил экипаж Дударев – Новоченко (Белгород), в «СуперХарде» – братья Пахомовы (Тульская область) , в категории АТВ ( квадроциклы) – Горяинов из Старого Оскола.

– В машине всегда по два человека?

– Необязательно, в некоторых категориях разрешено брать пассажиров. Но, как правило, для трофи-ориентирования важны пилот и штурман. Один ведёт машину, второй – используя приборы спутниковой навигации, по координатам ищет исходную «точку». Это табличка, укреплённая на дереве, холме, даже в болоте. Иногда в соревнованиях используется «легенда» – пошаговое описание маршрута. Залог успеха спортсменов – в согласованной работе всех членов экипажа.

– Если у кого-то появится такое желание, как он может попасть на соревнование?

– Очень просто, у нас открыта предварительная запись участников. Взнос в зависимости от класса автомобиля начинается от 500 рублей, заканчивается двумя тысячами. Из этих денег формируется призовой фонд.

Ждёт Убля

– Вячеслав, собираетесь ли ещё проводить соревнования в ближайшее время?

– В качестве организаторов – вряд ли. А вот с удовольствием будем участвовать в Убля-трофи, которое пройдёт неподалёку от реки Убли в районе Старого Оскола и Губкина в конце лета. Дело в том, что организация таких соревнований – дело довольно затратное. Нужно договориться с местными властями, подготовить площадку, обеспечить участников всем необходимым – от питьевой воды и горячего питания до биотуалетов. Чтобы организовать всё это, нужна финансовая поддержка. А найти спонсоров сегодня не так просто.

Почему всегда так много желающих поучаствовать в «Засечной черте»? У нас хороший призовой фонд, чёткая организация, определённые правила, по которым живёт весь лагерь. Для многих «джипарей» это по-настоящему семейный отдых, они приезжают вместе с детьми. Есть у нас экипажи, в которых муж-пилот, жена– штурман. Каждый участник соревнований оставляет в залог полторы тысячи рублей. Когда он уезжает, мы возвращаем ему деньги. Но только в том случае, если он не оставил после себя мусор. Даже для того, чтобы развести костёр, мы требуем сначала снять дёрн, а потом положить его на место. Когда мы убираем палатки, о прошедших соревнованиях напоминает только примятая трава.

– А если человек не захочет убирать за собой?

– Ради бога. За полторы тысячи рублей найдётся сколько угодно желающих вынести мусор и собрать пустые пластиковые бутылки. Если бы мы хоть раз ушли «по-свински», нас бы больше не приняли ни в каком районе. А так – огромная благодарность администрации сельского совета села Пены Беловского района, недалеко от которого мы базировались. Нас здесь с любовью принимают уже второй раз. И отдельное спасибо лично председателю совхоза «Новая жизнь» товарищу Афанасьеву, без его личного участия и поддержки нам бы пришлось непросто.

– Как вы выбираете место проведения соревнований?

– Белгородская засечная черта – оборонительная линия – проходила приблизительно на стыке нынешних Белгородской и Курской областей. Просто куряне нас встречают более доброжелательно. Местные жители очень радуются, когда мы приезжаем, для них это – настоящий праздник. Так трогательно смотреть, как бабушки и дедушки искренне болеют за команды, переживают, что те «лезут в самую грязь». Вечером первого дня для участников и зрителей мы устроили концерт живой музыки, который закончился праздничным фейерверком. Расставались мы уже друзьями, нас провожали как своих, приглашали приезжать на следующий год.

– Что самое сложное в соревнованиях?

– Определить победителей. Результаты мы сводили восемь часов. Отсмотрели более десяти тысяч фотографий. Обнаружив нужную точку, пилот должен сфотографироваться рядом, касаясь её рукой. На снимке должно быть чётко видно это касание, мы не засчитываем, если человек стоит в двадцати сантиметрах от таблички. Или его руку перекрывает дерево. Штрафные баллы начислялись за нахождение на трассе без шлема. В пылу соревнований некоторые участники сгоряча снимали его. Шлем – это в первую очередь безопасность. Были случаи, когда машины переворачивались. Несмотря на то, что спортсмен подписывает документ, по которому все риски берёт на себя, правила есть правила.

Трофи-ориентирование – это соревнование на автомобилях с колёсной формулой 4Х4. Цель участников: в пределах отведённого временного интервала, используя для поиска приборы спутниковой навигации (по GPS-координатам), найти точки, установленные организаторами соревнования. Точка представляет собой цифровую отметку (табличку) на неподвижном предмете (дерево, камень и т.д.) Участникам необходимо подъехать к точке на автомобиле и зафиксировать момент взятия точки с помощью цифрового фотоаппарата. В зависимости от сложности каждая точка имеeт своё количество баллов.

Трофи-ориентирование способствует разностороннему развитию участников, а именно: изучению навигации и картографии, техническим навыкам по модернизации автомобилей, навыкам вождения автомобилей в экстремальных ситуациях, приобщению к здоровому образу жизни и природе родного края.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×