Гостям праздника напомнили, что первые сведения о казачестве на Белгородчине датируются 1570-м годом. Тогда казаки основали город-крепость Оскол. А с 1653 года они активно участвовали в строительстве Белгородской оборонительной черты. Современную историю белгородское казачество ведет с 2005 года, когда состоялся первый областной круг казаков, и была создана Белгородская региональная общественная организация «Станица».
Живая и бойкая
«Нашему коллективу уже 24 года. Песни поём разные – русские народные, фольклорные, собственного сочинения. Казачьих песен в нашем репертуаре тоже много. Любим их, потому что они живые, боевые. Любимые песни нашего коллектива – «Братцы-кубанцы» и «Маменька», – рассказала староста хора «Зорька алая» Старогородского дома культуры Нина Уварова.
А вот народный ансамбль казачьей песни «Воля» приехал на фестиваль из Старого Оскола. Казачья кровь течёт в жилах руководителя «Воли» Ольги Рыбальченко и ещё нескольких участников коллектива. В основном ансамбль исполняет старинные казачьи песни а капелла или под баян. Участник коллектива Руслан Нестеров не просто поёт в ансамбле, но и с 1998 года состоит в казачьем обществе Старооскольского городского округа и сейчас является первым заместителем атамана.
«Основное направление нашей деятельности – это работа с молодёжью. Также мы занимаемся охраной общественного порядка. Сейчас дежурим и оказываем помощь в гостинице, где размещаются беженцы с Украины. В ближайших планах – создать кадетский казачий корпус, где будут учиться дети из детских домов и из обычных семей», – рассказал Руслан.
От кубелека до фальшонки
На фестивале представили выставили свои творения мастера из Грайворонского, Краснояружского районов и Белгорода. Гости праздника смогли увидеть картины, произведения, выполненные в технике резьбы по дереву, вязаных кукол, изделия из стекла и многое другое. Муниципальные библиотеки Белгорода подготовили для фестиваля стенд с книгами на тему истории казачества. А Белгородский государственный центр народного творчества представил небольшую экспозицию, отражающую особенности казачьего быта.
«Это редчайшие экспонаты для нашего края, – рассказала художник-фотограф центра Татьяна Вьюнник. – Мы только начинаем формировать данную коллекцию. Да и найти что-то трудно. В архивах сохранилось очень мало сведений о казачестве Белгородчины».
Сотрудники музея съездили в Старочеркасск, Новочеркасск и Ростов-на-Дону. Ознакомились с коллекциями местных музеев, посмотрели какие предметы быта и одежда были характерны для донских казаков и поняли, что нечто похожее есть и в Белгороде.
Вот поэтому в экспозиции появился костюм-парочка начала XX века и сплетённый на коклюшках платок. Так одевались казачки в прошлом веке. Распространены были и нарядные косынки – фальшонки. А вот праздничное платье кубелек, сшитое из дорогой ткани, могла позволить себе только зажиточная казачка. Эта эволюция одежды от XVII до XX века отразилась в рисунках, представленных в парке Победы. Здесь же выставили казанок, широко использовавшийся у казаков для приготовления пищи, кавалерийское строевое седло, нагайку и казачью форму Донского казачьего войска Союза казаков России 2000–2010 годов.
Белгородцы с интересом рассматривали выставку и в течение нескольких часов наслаждались самобытными песнями и танцами. Да и сами артисты фестивалем остались довольны. Так что можно надеяться, что в следующем году «Белгородская станица» пройдёт в ещё более широком масштабе.