Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 января 2020,  14:36

Выборг – душа моя. Почему так дорог белгородскому фотохудожнику русско-шведский город

Выборг – душа моя. Почему так дорог белгородскому фотохудожнику русско-шведский городВладимир ЩекаловФото: Владимир Юрченко
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Мастер в белгородской фотогалерее имени В.А. Собровина открыта персональная выставка фотохудожника Владимира Щекалова под названием «Выборг – душа моя».

Практически вся экспозиция посвящена любимому городу мастера и его окрестностям. На открытие выставки из Мос­квы приехал знаменитый фотохудожник Павел Кривцов – бывший фотокорреспондент белгородской газеты «Ленинская смена», которого Щекалов называет своим учителем.

Любимое дело

Владимир Щекалов, член Союза журналистов России, родился в Санкт-Петербурге. В три года его семья переехала в Выборг – русский город со шведскими корнями, находящийся между Финским заливом и озером Ладога. Там он провёл детские и юношеские годы. Заниматься фотографией Владимир Щекалов начал с десяти лет, когда отец – машинист паровоза, любивший в свободное время фотографировать, – подарил сыну плёночный фотоаппарат «Зоркий» 1953 года сборки.

«Я ходил по городу и мечтал запечатлеть сразу всё. Рисовать не умел, а вот фотографировать научился. Отец объяснил, где что нажимать и как заряжать плёнку, в остальном разбирался сам: ходил в библиотеку Алвара Аалто – знаменитого финского архитектора – и читал книжки о фотографии», – вспоминает свои юношеские годы мастер.

В 1966 году Щекалов перебрался в Белгород, работал монтажником и продолжал заниматься любимым делом. Когда снимков скопилось очень много, он решил, что кому‑нибудь их нужно показать, и пошёл в редакцию «Ленинской смены». Владимир Павлович Греков, редактор газеты в то время, посмотрел фото­графии и сразу предложил Владимиру Щекалову работу в штате.

«Потом я закончил отделение журналистики Воронежского университета, где познакомился с Пашей Кривцовым. Это великий белгородский фотограф, я учился у него. Бывало, принесу снимки в редакцию, посмотрю Пашины фотографии – свои выкидываю и иду переснимать, потому что на его фоне я какой‑то ерундой занимался. Кроме него, я так восхищаюсь только чехом Йозефом Судеком: во время Первой мировой войны ему оторвало руку, но он всё равно продолжил фотографировать своей деревянной камерой. Я пытался хотя бы зарядить аппарат одной рукой – ничего не вышло», – рассказывает Владимир Леонидович.

В середине 1970-х Щекалов уехал на Дальний Восток в город Находку и устроился в краевую газету «Красное знамя». В качестве фотокорреспондента он объездил всё Приморье. Но в 1994 году начались веерные отключения электричества, вплоть до того, что нельзя было ни поесть приготовить, ни даже чай попить, поэтому Владимир Леонидович с супругой вернулись обратно в Белгород. В это время в регионе как раз начала издаваться новая газета «Добрострой», куда фотохудожника взяли корреспондентом. В целом, белгородской журналистике он посвятил больше 15 лет.

Выборг – душа моя. Почему так дорог белгородскому фотохудожнику русско-шведский город - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Тонкости работы

В 2017 году Владимир Леонидович выпустил иллюстрированный альбом «Парк Монрепо. Город Выборг», собравший около пятидесяти авторских снимков. Теперь же он представил белгородцам полноценную выставку о своём любимом городе. Каждый снимок – это маленькие улочки, застроенные каменными и деревянными домами, выложенные брусчаткой мостовые, виды парка Монрепо: валуны, скалы и деревья, проросшие сквозь камни. Но на фотографиях нет человека, и это неспроста.

«Когда я делал эту выставку в Выборге, гости тоже удивлялись, почему на моих снимках нет людей, но если посмотреть историю Выборга, то всё станет понятно. Город строился веками, но в 1944 году все местные жители оттуда уехали, а горожанами стали приезжие из Новгородской, Псковской, Вологодской областей, и получилось, что для них этот город чужой: люди живут сами по себе, город – сам по себе. Да и в принципе, фотографировать людей мне неинтересно, больше всего меня завораживают пейзажи», – объяснил Щекалов.

Почти каждый год фотохудожник ездит в Выборг и заново вдохновляется пейзажами и видами из детства. Там у каждого дома свой архитектор, поэтому они друг на друга не похожи. В центре администрация не строит даже пятиэтажки, стараясь сохранить то, что им оставили предки – именно это, по мнению мастера, отличает Выборг от остальных городов.

«У меня нет радостных снимков, потому что я снимаю либо рано утром, либо поздно вечером. Это называется режимное время – когда солнце ещё не взошло, но уже светло, или уже зашло, но ещё не включили фонари. Я никогда не снимаю по сто кадров: выбрал ракурс, нажал один–два раза на кнопку и пошёл дальше, а сидеть потом в компьютере и отбирать получившиеся мне лень», – делится фотохудожник.

Многие фотографии Владимира Леонидовича сделаны на плёнку, в том числе «Подсолнухи Святого Белогорья» и зимний пейзаж одного из белгородских сёл «Ночь перед Рождеством». В остальном же он снимает на цифровой беззеркальный фотоаппарат.

Владимир Леонидович Щекалов – признанный фотохудожник. В каждой его фотографии заложен глубокий смысл, неповторимый и узнаваемый авторский стиль. Полюбоваться его работами в фотогалерее можно будет до 5 февраля.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×