Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 июня 2014, 10:54
 Беседовал Алексей Стопичев 722

Михаил Бажинов: Учесть интересы общества

В России обсуждается проект Федерального закона «Об основах общественного контроля»

  • Беседовал Алексей Стопичев

В марте текущего года на общественное обсуждение вынесен проект федерального закона, который, по задумке разработчиков, позволит гражданам и общественным объединениям следить за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, силовых структур, медицинских и социальных учреждений, а также за всеми органами и организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия.

Нельзя сказать, что без законопроекта общественный контроль в нашей стране отсутствует. Однако до настоящего момента проявления общественного контроля носят скорее эпизодический характер. Мало-помалу ситуацию с гражданским контролем в регионах меняют общественные палаты и общественные советы, призванные обеспечивать взаимодействие граждан с государственными структурами и выполнять функции общественного контроля. Именно потому они стали субъектами нового федерального закона. О том, чего ждать от нового закона и как Белгородская область принимает участие в обсуждении документа, рассказывает руководитель Комиссии по развитию гражданского общества, соблюдению законности, правам человека и противодействию коррупции Общественной палаты Белгородской области Михаил Бажинов.

– В связи с обсуждением законопроекта «Об основах общественного контроля в РФ» какие предложения внесли бы вы?

– Наша комиссия изучала и анализировала все поступившие в адрес Общественной палаты Белгородской области предложения о внесении изменений в законопроект. Предложения от членов комиссии также включены в список предложений, вынесенных на утверждение. Всего их поступило более пятидесяти. 14 из них были вынесены на Совет региональной Общественной палаты, который утвердил внесённые предложения и направил их в Белгородскую областную Думу.

26 мая Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы провёл «круглый стол» «Развитие общественного контроля в Российской Федерации» с участием депутатов Госдумы, представителей Общественной палаты России, экспертного сообщества и общественных организаций. Я принимал в нём участие. По итогам «круглого стола» мы выработали ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при подготовке законопроекта ко второму чтению. В частности, было предложено усовершенствовать понятийный аппарат документа.

– Субъектами нового Закона будут являться общественные палаты и общественные советы. Изменятся ли их функции?

– Главной функцией и целью Общественной палаты станет учёт общественных интересов при формировании и реализации государственной политики. Из нововведений следует отметить общественный мониторинг, который позволит гражданам участвовать в обсуждении и улучшении нормативно-правовых актов. Предполагается ещё такая форма контроля, как общественные проверки. Они должны будут влиять на снижение нарушений в различных сферах. Ещё одна форма работы – общественная экспертиза.

Исходя из законопроекта, общественные палаты смогут запрашивать в органах власти, государственных и муниципальных организациях и так далее необходимую для общественного контроля информацию. Им разрешается посещать госорганы и готовить по результатам исследования отчёты, отправлять их чиновникам и в СМИ. При выявлении нарушений прав, свобод, законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций общественники смогут обратиться к уполномоченным по правам человека, по правам ребёнка, по правам коренных малочисленных народов и в органы прокуратуры. Чиновники из госорганов обязаны отреагировать на выводы общественников: либо учесть их предложения, рекомендации и выводы, либо направить в течение 30 дней ревизорам обоснованные ответы.

По замыслу разработчиков, предполагается создать целую систему так называемых гражданских контролёров – общественных объединений, которые будут следить за работой правительства и чиновников на местах. Предполагается, что они будут обладать реальными рычагами воздействия: за игнорирование их запросов и экспертиз чиновники подпадут под действие статей КоАП и даже УК. Такой публичный негосударственный контролирующий инструмент крайне важен.

– Как новый закон может отразиться на общественной деятельности?

– Закон повысит участие граждан и их объединений в государственном управлении. Одна из основных его целей – повышение доверия граждан к деятельности государства и его органов. Он должен обеспечить прозрачность государственной деятельности, а также обратную связь между обществом и государством.

– Сейчас очень часто некоммерческие организации, политические партии и объединения и даже отдельные граждане пытаются осуществлять общественный контроль. Насколько это действенно и необходимо?

– Конечно, такая работа необходима. Между прочим, в советскую эпоху существовал институт народного контроля. Он распространялся почти на все органы СССР. Главными задачами народного контроля в ту эпоху были совершенствование работы государственного аппарата, внедрение научной организации труда и управления, проверка исполнения принятых решений органами государственного управления. Важную часть работы народных контролёров составлял контроль за соблюдением должностными лицами законов при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан, проверка состояния этой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и так далее.

Эта практика в стране реально работала. Поэтому мы считаем, что работа над этим законом нужна обществу, гражданам и государству.

– В чём, на ваш взгляд, состоят функции общественного контроля?

– Общественные объединения должны также напрямую участвовать в формировании органов исполнительной власти и выработке их решений. Представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других граждан. Ещё одной функцией должно стать выдвижение инициатив по различным вопросам жизни населения и обязательное внесение предложений в органы государственной власти. Эта достаточно серьёзная аналитическая работа станет шагом к модернизации российского законодательства.

– Есть ли в нашем регионе условия для общественного контроля?

– Конечно. В регионе работает Общественная палата, которая помогает взаимодействию граждан с органами государственной власти области и местного самоуправления для учёта потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации федеральной и региональной государственной политики. Аналогичные структуры работают и на местах – в городах и районах области. В области есть ТОСы, они реально работают и влияют на жизнь.

Впрочем, всё вышеизложенное вовсе не означает, что у нас всё настолько хорошо и нам некуда больше двигаться. Думаю, всем нам необходимо активизировать работу в данном направлении.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×