По мнению специалистов, низкий уровень подготовки педагогов обусловлен явлением, которое назвали «двойным негативным отбором». С одной стороны, в педагогику идут не самые успешные абитуриенты. С другой - после окончания вуза далеко не все выпускники работают в своей профессии. Очевидно, это обусловлено сравнительно низким престижем и сложностью специальности.
В итоге в Минобрнауки был разработан проект концепции поддержки педагогического образования в России. Он, в частности, предусматривает изменение главного вектора подготовки педагогических кадров с теоретического на практический. Мы попросили прокомментировать эту идею директора педагогического института НИУ «БелГУ» Викторию Тарабаеву.
По её словам, федеральный государственный образовательный стандарт на сегодня предполагает систему двухуровневого обучения в вузах. Первый уровень - бакалавриат, второй - магистратура. Обучение в бакалавриате длится 4 года, в магистратуре (на базе первого уровня обучения) – 2 года. Официально стандарт был введён два года назад, хотя многие вузы страны работали по нему и до этого.
– Сейчас в некоторых вузах страны идёт эксперимент по внедрению так называемого прикладного бакалавриата, – говорит Виктория Борисовна. – В нём первостепенное внимание уделяется практико-ориентированному обучению студентов. Предполагается, что студенты, получив теоретические знания, могут очень быстро их апробировать в школах и других учебных заведениях. Длительность обучения в вузе при этом остаётся той же, происходит лишь перераспределение объёма теории и практики. Сейчас их соотношение составляет примерно 60 на 40 процентов, а после предполагаемой реформы будет наоборот.
– Как вы считаете, эта мера окажется действенной в плане повышения качества педагогических кадров?
– Для сферы образования очень важно, чтобы студент входил в профессию с первого курса обучения. Ему нужно на практике узнать, как общаться с детьми, передавать знания, проводить воспитательную работу. Все эти знания и навыки будут даваться студентам именно во время обучения в системе прикладного бакалавриата за счёт непрерывной педагогической практики. Кстати, федеральный государственный образовательный стандарт тем и отличается от предыдущего, что в нём прописано понятие компетенции бакалавра. Это не просто некое количество знаний и навыков, а именно умение применять их на практике.
29 января 2014, 18:23
1000
Прикладной бакалавриат
Педагогические вузы делают упор на практические навыки студентов
-
Сергей Егоров
В 2012 году Минобрнауки России провело мониторинг государственных вузов с целью выяснить, насколько эффективно они работают. В 30 из 40 педагогических вузов и в 29 из 37 их филиалов были выявлены признаки неэффективности.