Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 января 2014, 10:47
 Виталий Зубков, ветеран военной службы, член Союза журналистов России  1352

Бой за Новый путь

Один день из жизни спецназовца Виктора Павлова

  • Виталий Зубков, ветеран военной службы, член Союза журналистов России

Вот, наконец, забрезжил рассвет. Ещё немного, и первые лучи солнца коснутся белоснежных шапок величественных кавказских гор. Природа ещё не проснулась, но бойцы спецназа МВД и УФСИН уже в полной боевой готовности.

Им предстоит бой за село Новый путь, занятое боевиками. И пока командир мобильного отряда полковник Власов в штабной палатке уточняет с начальником штаба подполковником Степановым детали предстоящей операции, у бойцов спецназа есть возможность вспомнить свой дом, родителей, жён, детей. Эти воспоминания перед боем, трепетные и нежные, так бередят душу. Взгрустнулось немного и командиру спецназа МВД майору Виктору Павлову...

В детстве Виктор никогда и не думал, что будет офицером, бойцом спецназа. Отец – шофёр, мама – штукатур, наверное, и я буду шофёром или строителем, думал он. Вон сколько в родном селе Стрелецком строится жилья, служебных зданий…

В 1976 году Виктор пошёл в первый класс сельской школы. Крепкому подвижному пареньку не сиделось на месте. Он всегда с большим нетерпением ожидал перемену. Вот здесь он мог дать свободу своим эмоциям и телу. Тут же возле класса уже через пару минут из борющихся мальчишек образовывался клубок. Иногда после звонка на урок и строгого окрика преподавателя не сразу удавалось разнять разгорячённых учеников. Как правило, заводилой этих ожесточённых шалостей становился Витя Павлов. Учительница, Алина Ивановна, уже не раз предупреждала его, чтобы прекращал эти «безобразия» в школе и больше занимался учёбой. А учился Виктор неплохо, но мог бы, как говорила Алина Ивановна, и лучше.

Всё изменилось с того момента, когда в школу пришёл тренер по дзюдо Городов Сергей. Он поговорил с преподавателем по физкультуре и посетил несколько его уроков. После этого некоторым ребятам из школы было предложено посещать секцию дзюдо, которой руководил Городов. В числе приглашённых был Витя Павлов.

Занятия в секции проводились три раза в неделю, но при желании можно было дополнительно приходить и в другие дни. Виктор эту возможность не упускал, а поэтому дела в спорте у него шли успешно. Вскоре он уже выполнил 1-й юношеский разряд.

Поведение его в школе резко изменилось. Без его участия одноклассники перестали устраивать на переменках борцовские схватки. Подтянулся Виктор и в учёбе. Отец часто напоминал ему о том, что сильный человек должен быть сильным во всех делах.

Восьмиклассником Виктор принимал участие в соревнованиях по дзюдо на первенство Белгорода и области среди юношей, успешно участвовал в первенстве России и даже в составе юношеской сборной РСФСР выезжал на международный турнир в Польшу, где занял 3-е место. В тот год он осуществил свою заветную мечту: выполнил норму кандидата в мастера спорта.

От родителей Виктору передалось уважение к рабочим профессиям. И после восьмого класса он поступил в СПТУ № 4, закончил его в 1987 году по специальности «сварщик». В этом же году Виктора пригласили в школу олимпийского резерва города Перми. Там Виктор учился и тренировался в течение двух лет, пока не призвали в армию. Служил в Свердловске в танковой дивизии. Часто выступал на соревнованиях на первенство Уральского военного округа, занимал призовые места. После службы вернулся домой в Белгород, устроился на завод металлоконструкций сварщиком. А в 1994 году его пригласили на работу в милицию.

Новая работа захватила его. Однако вскоре почувствовал, что не хватает знаний, и в 1996 году поступил в Белгородский юридический институт на факультет юриспруденции. Учёба отнимала много времени, но он находил его и для занятий спортом: неоднократно становился призёром чемпионатов МВД России по дзюдо и самбо.

В 1998 году Виктор перешёл на службу в СОБР МВД России. Вот тогда и начались его частые командировки на Северный Кавказ.

…Виктор вспоминал недавнюю поездку семьи на Чёрное море, когда, как выстрел, прозвучал приказ: «По подразделениям – становись!». Через минуту бойцы спецназа МВД и УФСИН уже стояли в строю.

– Сегодня мы должны выбить бандитов из села, – обратился к спецназовцам Власов. – Будем штурмовать. Командиры подразделений доведут до вас планы наших действий. В банде, с учётом потерь, остаётся не более сотни боевиков. На уточнение задач по подразделениям даю тридцать минут.

Ровно через полчаса командир мобильного отряда Власов обратился по мегафону к главарю банды Идрису Амирову: «Предлагаю вам сложить оружие. За что гибнут твои бойцы, подумай! Ради кого они кладут свои головы? Вы выгнали из села жителей, мучаете их. Они тоже проклинают вас! Даю вам на размышление пятнадцать минут!»

Над селом повисла тишина. Стало слышно, как в траве стрекочут неутомимые сверчки. Но внезапно утреннюю тишину со стороны боевиков разорвала пулемётная очередь. Пулемёт бил из окна большого каменного дома. И сразу же из-за огромного валуна, за которым укрывались бойцы белгородского спецназа, в облаке сизых выхлопных газов выдвинулся БТР-80 с десантом на броне во главе со своим командиром майором Павловым. Крупнокалиберный пулемёт БТР мощно ударил по дому, где засели бандиты. Даже при утреннем свете были видны снопы искр от врезавшихся в камень пуль.

Сверкнул огонь в одном из окон дома, и через секунду бронетранспортёр потряс сильный взрыв. В машину выстрелили из гранатомёта. Она резко остановилась, будто напоровшись на жёсткую преграду. Бойцы горохом посыпались на землю. Из закрытых люков начал выползать густой дым. Вот одна из боковых дверей БТР распахнулась, и на землю вывалились командир и водитель бронетранспортёра. Кисть правой руки водителя была залита кровью. Они задыхались и широко раскрытыми ртами пытались вдохнуть чистый воздух. Спецназовцы подхватили их и потащили под защиту бугра, который служил укрытием от огня бандитов.

– Что со стрелком? – начал тормошить командира БТР лейтенанта Сазонова Павлов.

– Там, – с трудом ответил Сазонов.

– Тимохин и Климов! Быстро за стрелком!

Двое спецназовцев под огнём бандитов короткими перебежками двинулись к бронетранспортёру.

Стрелок БТР сержант Митрохин был мёртв. Комбинезон на его груди был обильно пропитан кровью. Возможно, от взрыва гранаты сдетонировали боеприпасы в бронетранспортёре. Бойцы вытащили Митрохина из горящего БТР и ползком потащили в укрытие.

Однако и основные огневые точки противника теперь были известны. Предстояло подавить их, а потом уже под прикрытием БТР идти на штурм. «Огонь! Огонь!» – призывали бойцов командиры. И бойцы вели его из всего имевшегося у них оружия: пулемётов, гранатомётов, автоматов, снайперских винтовок. Майор Павлов приказал снайперу белгородского спецназа занять позицию для подавления огневых точек противника, чтобы бойцы группы могли надёжно закрепиться на своих огневых рубежах.

В бой вступили БТР. Мощным огнём из пулемётов они разбивали укрепления бандитов, уничтожая их. Огонь со стороны противника ослабел. «Вперёд!» Бойцы спецназа под прикрытием БТР пошли в атаку. Ещё немного, и каменный дом, по всей вероятности, главное гнездо бандитов, будет захвачен. И в этот момент с фланга обороны бандитов был открыт кинжальный огонь. Опять застучал пулемёт. Вот рухнул на землю один боец спецназа, за ним второй, а там и третий. Загорелся один из БТР. «Ложись!» Бойцы поспешно падали на землю и расползались по огромной поляне в поисках бугорка или небольшого пучка травы, торчащего из земли, чтобы укрыться от обстрела.

Вся беда была в том, что позиции бандитов были расположены на предгорной равнине значительно выше наших и им было удобно вести огонь сверху вниз. «Что делать? Вести бойцов на штурм – значит, положить многих из них. Теперь без авиации, видно, не обойтись», – так думали командир Власов и начальник штаба Степанов. В этом их поддержали командиры спецназа.

Власов сам по рации связался с командиром авиационного полка, которому начальством уже был отдан приказ об оказании необходимой помощи спецназу: «Сокол! Сокол! Это Эдельвейс! Мы плотно засели! Выручай!»

Через десять минут в горах стал нарастать мощный гул. Два Су-25 прошли над предгорной равниной и через несколько секунд скрылись за горами. Вот они появились опять. Спецназовцы из трёх ракетниц выстрелили в направлении позиций боевиков. При третьем и четвёртом заходах самолёты нанесли точные бомбовые удары по указанным целям.

И тут же два подразделения спецназа с левого и правого флангов под прикрытием БТР пошли вперёд, чтобы блокировать село с двух сторон. И ещё одна группа пошла на злополучный каменный дом, где могли скрываться боевики, хотя часть его уже была разрушена. В ответ раздались разрозненные выстрелы из стрелкового оружия, но и они скоро прекратились.

Теперь, поскольку сопротивление бандитов было сломлено, а село надёжно блокировано со всех сторон, предстояло зачистить его. Этим занялась большая группа спецназа. И здесь, с левого фланга, опять раздался интенсивный огонь. Группа боевиков, приблизительно в количестве двадцати человек, попыталась прорваться из окружения в месте расположения белгородского и липецкого СОБРов. Но бойцы встретили их плотным пулемётным огнём. Основная часть банды была ликвидирована. В руки спецназа попали пленные. Среди них были два китайца, граждане Прибалтийских республик и Украины.

...Это лишь один эпизод из боевой жизни Виктора Павлова. Полковник полиции Павлов продолжает службу в СОБР МВД России. За участие в операциях против бандформирований на Северном Кавказе награждён медалями «За отвагу», «За охрану общественного порядка», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степени. У Виктора Петровича две дочери: старшая – Аня – студентка медицинского института, а младшая – Юля – ещё учится в школе. Они очень любят папу и скучают, когда он уезжает в командировку.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×