Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 января 2014, 14:47
 Сергей Шевченко 1713

БАМовский размах

Компания «Трансюжстрой», изначально строившая БАМ, стала одним из главных строителей современной Белгородской области

  • Сергей Шевченко

Через 20 лет после образования Белгородской области для строительства легендарной Байкало-Амурской железнодорожной магистрали был создан строительный трест «Нижнеангарсктрансстрой». Компания, созданная изначально для работы в далёкой Сибири, волею судьбы стала одной из структур, которые фактически определили сегодняшний облик Белгородской области.

Трест, который не лопнул

Эта история началась в далёком 1974 году. В июле вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Документ дал старт одной из самых грандиозных строек за всю историю СССР. В ноябре того же года был создан строительный трест «Нижнеангарсктрансстрой», который стал подрядчиком сложнейшего участка БАМа – Бурятского. Численность работников треста была впечатляющей – около 12 тысяч человек.

То, что в рамках строительства БАМа тогда удалось «Нижнеангарсктрансстрою», кажется сверхзадачей. В условиях сложной местности построили 6 тоннелей общей длиной свыше 27 километров, 250 железнодорожных мостов, 700 километров путей, 4 тяговые подстанции, 2 локомотивных депо, дома связи, вокзалы, объекты железнодорожной инфраструктуры. Более 500 километров линий были электрифицированы. Построенный именно этим трестом Чёртов мост над рекой Итыкит представляет собой полукруглый виадук высотой 35 метров, проходящий над рекой. Мост в России аналогов не имеет и является одним из самых красивых мест всего БАМа. Помимо путевых объектов, трест фактически отстроил для строителей и эксплуатантов БАМа целый город – Северобайкальск. Сегодня в нём живут более 24 тысяч человек.

«Нижнеангарсктрансстрою» было доверено собрать и «золотое звено» БАМа. За успешную работу в суперпроекте того времени сам трест наградили орденом Октябрьской Революции, а 3 800 его работников получили медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Строительство БАМа вписано золотыми буквами в историю предприятия. Затем долгие месяцы и годы труда на самом популярном строительном и самом дорогом инфраструктурном объекте Советского Союза закончились – Байкало-Амурскую магистраль постепенно вводили в эксплуатацию, работы для строителей становилось всё меньше. Как и в обычной человеческой жизни, в сложной ситуации выходом порой становится довольно кардинальное решение – переезд. 1991 год, сложное для всей страны время. Тогда было решено перенести большую часть треста в Белгород. В этот момент с компанией случилось то, что в спорте называется «вторым дыханием», а на простом житейском языке – новой жизнью. В 1995 году на базе перенесённых в Белгород подразделений треста образовалось ЗАО «Трансюжстрой». Все тяготы выживания в 90-х годах строители, прошедшие БАМовскую школу, преодолели. Когда железнодорожное строительство находится в кризисе, «Трансюжстрой» берётся за строительство жилья, нежилых зданий, дорог и храмов. Готовность меняться стала главным фактором успеха одной из самых мощных на сегодня строительных компаний России.

Белгородское возрождение

Если местом рождения треста «Нижнеангарсктрансстрой» можно считать БАМ, то второй родиной для компании, несомненно, стал Белгород. Первая же стройка на белгородской земле стала более чем знаковой – храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Прохоровке, который построили к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Освящал храм Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь же, в большом комплексе в Прохоровке, компания построила дом причта, детские дома для мальчиков и девочек, дом ветеранов, культурно-исторический центр мемориального комплекса «Третье ратное поле России», Колокол единения и малый храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Во второй половине 90-х годов постепенно возрождается железнодорожное строительство. Компания начинает получать крупные заказы по всей России. Один из них и в Белгородской области. Это электрификация железнодорожного пути Старый Оскол – Валуйки Юго-Восточной железной дороги общей протяжённостью 142,7 километра.

Стабильное развитие «Трансюжстроя» приводит к реорганизации. В 2005 году создаётся Управляющая компания «Трансюжстрой». Новое предприятие становится одним из ключевых игроков на российском рынке транспортного и инфраструктурного строительства. Годы присутствия «Трансюжстроя» в Белгородской области отмечаются строительством целой череды очень значимых для области объектов. Это более полутора десятков храмов и часовен, здания Пенсионного фонда в Ивне и Губкине, школы в сёлах Новенькое и Малые Маячки, Духовно-просветительский центр во имя Святителя Иоасафа Белгородского в Грайвороне, ветеринарный факультет Белгородской сельскохозяйственной академии в посёлке Майский. В Белгороде построены келейный корпус духовной семинарии и Центр православной книги, медцентр «Поколение» на проспекте Богдана Хмельницкого, управление ПФР, деревянная часовня Св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и часовня в честь Корсунской иконы Божией Матери – Белгород, Ячнево (Монастырский лес). В жилищном строительстве визиткой «Трансюжстроя» стали жилые комплексы «Серебряная подкова», «Владимирский», «Восточный», «Дом на проспекте» и т.д.

В 2009-2011 годах «Трансюжстрой» создаёт ряд предприятий, которые необходимы всему холдингу для решения всё более масштабных задач. Это проектный институт «Трансюжстройпроект», завод по изготовлению железобетонных шпал «Белшпала», завод по производству автоклавного газобетона «Аэробел», логистический центр «Белтрансэкспедиция».

Эх, дороги...

В правительстве Белгородской области, начиная с «нулевых» годов и заканчивая перспективами на ближайшее десятилетие, одним из ключевых направлений экономического развития считается дорожное строительство. «Трансюжстрой» за время своего присутствия в Белгородской области стал одним из крупнейших строителей дорог в регионе. Причём компания строила самые важные объекты дорожной инфраструктуры в области.

Ещё в 2000 году был сдан в эксплуатацию так называемый Северо-Западный обход Белгорода. В 2002 году построен Юго-Восточный обход с путепроводом через станцию Крейда. В этом же году компания реконструировала участок трассы М-2 «Крым» на подходе к Белгороду с северной стороны, а также завершила реконструкцию дороги «Белгород – Ахтырка».

В 2004 году сдаётся магистральная трасса от улицы Губкина в Белгороде до дороги «Белгород – Никольское». В 2006-м заканчивается строительство дороги от трассы «Белгород – Никольское» до магистрали М-2 «Крым». В 2008 году компания возводит магистральную улицу в микрорайоне «Улитка» на юге Белгорода, а в 2012 году вводит в эксплуатацию дорогу «Разумное – Севрюково – Новосадовый» длиной около 20 километров.

Весьма значимым проектом дорожного строительства современной Белгородской области стала реконструкция крайне важной для региона транспортной артерии – трассы «Белгород – Павловск». В 2013 году участок больше 31 километра, который ремонтировал и реконструировал «Трансюжстрой», был сдан. Дорожное полотно построено по самым последним технологиям, а сама трасса получила и современную инфраструктуру. На всём её протяжении нанесена разметка из термопластика, установлены комплексные дорожные посты автоматизированной метеорологической системы – пост фотовидеофиксации правонарушений ПДД (система КРИС-С). Наземные пешеходные переходы де-факто новой дороги оборудованы системой автоматической световой индикации «Смарт Стритс», а по всей её длине установлено наружное освещение.

Олимпийские строители

Родившаяся для глобальной стройки компания не могла не поучаствовать и в самой большой стройке современной России. В 2008 году «Трансюжстрой» стал одним из первых подрядчиков олимпийских объектов в Сочи. В 2009 году сдан грузовой двор № 1. За ним последовало строительство сплошного пути от Сочи до Адлера, линия аэроэкспресса «Сочи-Адлер – аэропорт «Сочи».

Важнейшим инфраструктурным объектом для Олимпиады стала совмещённая автомобильная и железная дорога от Адлера до горноклиматического курорта Красная Поляна. Компания построила уникальные вокзальные комплексы на станциях: Адлер, Олимпийский Парк, Красная Поляна, Эсто-Садок, Олимпийская Деревня (Верхний Имеретинский курорт). Возведены терминал аэроэкспресса в международном аэропорту «Сочи» и новый вокзал на станции Дагомыс. Железнодорожные терминалы станций Сочи, Мацеста, Дагомыс и Хоста были адаптированы для использования людьми с ограниченными физическими возможностями. Введён в строй грузовой двор № 3 в Имеретинской низменности. Здесь же построена станция для обслуживания новейших электропоездов Desiro Rus («Ласточка»), которые курсируют по маршрутам «Адлер – Красная Поляна» и «Адлер – Олимпийский Парк».

Всего на пятилетней олимпийской стройке «Трансюжстрой» возвёл 23 моста общей протяжённостью около 6 километров, 10 путепроводов (7 км), уложил и электрифицировал более 140 км железнодорожного пути, в том числе в 6 тоннельных комплексах. Объём земляных работ составил около 3 млн кубометров.

С учётом огромного внимания к олимпийским объектам особо важно то, как строители тратят деньги. У «Трансюжстроя» в этом отношении исключительно позитивные оценки. Комиссия Счётной палаты РФ по вопросу эффективности использования ресурсов при строительстве олимпийских объектов отметила управляющую компанию «Трансюжстрой» Почётной грамотой «За эффективное использование ресурсов и высокое качество работ при строительстве объектов инфраструктуры XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи».

Возвращение

2013 год стал для «Трансюжстроя» более чем продуктивным. Помимо сдачи участка трассы «Белгород – Павловск» компания построила в селе Черниково под Старым Осколом храм Иверской иконы Божией Матери. В Белгороде строители ввели в эксплуатацию первую очередь нового общежития БелГУ на 1000 мест и в конце декабря сдали вторую. Строятся многокватирные дома на улицах Садовая, Костюкова, на пересечении улиц Садовая, Павлова, Маяковского и Попова. В микрорайоне «Восточный» сдали восемь трёхэтажных домов.

Помимо названных выше олимпийских объектов у «Трансюжстроя» есть ещё ряд крупных проектов по России. Уже сданы в эксплуатацию вокзальный комплекс в Казани и терминал «Аэроэкспресс» в международном аэропорту Казани. Под Новороссийском компания занимается развитием транспортного узла: строительством железной дороги, железнодорожной станции и так далее.

Строители продолжают реконструкцию и развитие Малого кольца Московской железной дороги с организацией на ней пассажирского железнодорожного движения. Реконструируют и участок Большой Московской окружной железной дороги.

Наиболее символичным же стало возвращение «Трансюжстроя» на БАМ. Именно в 2013 году по заказу «Российских железных дорог» после соответствующего поручения Президента Владимира Путина компания начала работы по развитию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали, и сегодня уже уложено почти 40 километров нового пути на объектах «Нового БАМа».

Красивая история возвращения «Трансюжстроя» на БАМ, впрочем, для Белгородской области потерь не сулит. Свою вторую родину компания уже не покинет – в регионе для неё ещё много новых задач. Один из главных строителей Белгородской области, внеся свою лепту в развитие одного из самых успешных регионов России, намерен стать одним из главных исполнителей более чем масштабных планов по развитию области в ближайшее десятилетие.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×