Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 декабря 2013, 10:44
 Оксана Тимошенко 1211

Кадры «под ключ»

Сотрудничество вуза и предприятия – это эффективный и взаимовыгодный путь

  • Оксана Тимошенко

На протяжении многих лет в Белгородском государственном университете им. В.Г. Шухова ведётся целенаправленная подготовка высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики. Под заказ работодателя вуз вносит необходимые корректировки в учебный план студентов и готовит «штучных» мастеров своего дела. Практика показала: путь выбран верный.

Теория плюс практика

Сегодня российские предприятия внедряют новые технологии, наращивают производство и, естественно, у них возникает потребность в квалифицированных кадрах. Казалось бы, многотысячная армия выпускников технических специальностей, которая выходит каждый год из стен средних и высших учебных заведений, должна с лёгкостью устранить нехватку специалистов. Но на деле большинство предприятий испытывают кадровый голод.

В чём же причина? Знания, получаемые студентами, имеют широкий диапазон и достаточную глубину, но, получая базовые знания по тем или иным предметам, студенты оказываются оторваны от практики, которая ждёт их на производстве.

Для решения этой проблемы и предназначено практико-ориентированное, или дуальное обучение.

Какие шаги в этом направлении делает БГТУ им. В.Г. Шухова? В первую очередь, специалистами вуза был разработан инновационный проект по созданию и организации работы университета прикладных наук. Его цель – подготовка современных специалистов для оптимального удовлетворения текущих и перспективных потребностей Белгородской области в квалифицированных кадрах.

Работа университета прикладных наук будет организована по трём основным направлениям. Сейчас активно ведётся развитие программ прикладного бакалавриата и технологической магистратуры. Уже в 2014 году запланирован набор по пяти направлениям прикладного бакалавриата. Планируются разработка и внедрение методик управления образовательным процессом практико-ориентированного обучения, его мониторинга и контроля.

Вуз ведёт работу по созданию базовых кафедр на производстве (планируется довести их число до сорока). В настоящее время почти за каждой выпускающей кафедрой закреплено несколько предприятий. Теперь часть лабораторных практикумов будет проходить непосредственно на производстве, где студенты смогут овладеть новыми технологиями на самом современном оборудовании. Также в планах проекта – развитие института наставничества, привлечение к преподаванию специалистов с производства.

С учётом областных программ

Структура университета прикладных наук продумана с учётом реализуемых областных программ развития. Институты вуза совершенствуют подготовку специалистов для строительного, транспортно-логистического, горно-металлургического, энергетического кластеров. Важнейшими направлениями подготовки являются экономика и управление, экология и автоматизированные системы управления.

Необходимым условием для реализации проекта, помимо накопленных учебно-методических ресурсов, является укрепление материально-технической базы вуза, создание при нём инновационно-технологического парка. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках технопарка действует бизнес-инкубатор, 42 учебно-научно-производственные лаборатории, опытно-промышленные участки.

Дальнейшим развитием практической базы станет создание уникальной площадки инновационно-технологического парка с центрами машиностроения, энергосберегающих технологий, экологического аудита и лабораториями прикладных профессий. Это позволит на качественно новом современном уровне организовать практическое обучение будущих специалистов.

«За дуальной системой образования – будущее, – уверен первый проректор университета Николай Шаповалов. – Мы сотрудничаем с предприятиями региона, активно развиваем сеть базовых кафедр, для нас это приобретает первостепенное значение. Сейчас в вузе практико-ориентированная подготовка уже реализована по заочной и дистанционной формам обучения. Как правило, здесь учатся молодые специалисты, которые уже работают, но им не хватает теоретической подготовки. Таких студентов у нас более 5 тысяч по дистанционному обучению и около 4 тысяч – по заочному».

Главная особенность дуальной системы образования – соотношение 50 на 50% теоретической и практической части. Поэтому на очной форме в вузе вводятся элементы дистанционных технологий по тем предметам, в которых студент может разобраться самостоятельно. За счёт этого увеличивается практическая составляющая. Расширяется и круг рабочих профессий, которые студенты могут получить в дополнение к основной. На сегодняшний день их более 30. Во-вторых, планируется организация центров по повышению квалификации и переподготовке при выпускающих кафедрах. Благодаря этому студенты смогут получить необходимые навыки, а уже работающие специалисты – повысить свою квалификацию.

В тесном сотрудничестве

Основой успешного трудоустройства выпускников является реальная связь вуза с работодателями. В этом направлении сейчас ведётся активная работа, и счёт договоров, заключённых с предприятиями, идёт уже на сотни.

В рамках этого сотрудничества намечено несколько основных направлений. Одно из них – повышение профессионального уровня специалистов и целевая подготовка кадров непосредственно для компаний.

По заказу работодателя учебный план подготовки нужных ему специалистов корректируется, вводятся дополнительные дисциплины. Например, для многопрофильного завода «Сокол АТС» кафедрой безопасности жизнедеятельности во главе с заведующим – профессором Александром Лопановым – разработана программа подготовки специалистов по электрохимической обработке материалов. Сейчас по данной программе ведётся обучение студентов старших курсов, и через два года они получат диплом о дополнительном образовании по специальности «Безопасная технология электрохимических процессов и производств».

«Выпускники, освоившие эту программу, станут уникальными специалистами, даже можно сказать – штучным товаром, и поэтому непременно будут востребованы не только на «Соколе», но и на любом промышленном предприятии России и за рубежом», – считает Александр Лопанов.

В рамках программы дуального обучения на этапе реализации находится создание инжиниринговых центров на заводах и предприятиях: производственники, зная свои конкретные цели и задачи, смогут готовить кадры для себя. Сейчас вуз готовится заключить договор о создании первого инновационно-инжинирингового центра на базе «Энергомаш (Белгород) – БЗЭМ».

Недавно был подписан договор о прохождении на котельном заводе «Белэнергомаш» производственной практики студентами факультета «Технология машиностроения». По словам Ивана Конева, генерального директора – председателя правления холдинговой компании «Энергомаш-Строй», в которую входит завод, в Белгороде потребность в рабочих составляет около 6 тысяч человек.

«Как и многие предприятия, мы ощущаем нехватку кадров, – отметил руководитель. – Надо поднимать социальный статус рабочего, и решать эту проблему необходимо в масштабах государства. Хотя и мы сложа руки не сидим и сами активно участвуем в подготовке кадров».

Помимо крепкой связи с производственниками Белгородской области, университет активно сотрудничает с предприятиями по всей стране. Ежегодно группы студентов-практикантов распределяются по всем регионам России. Будущих специалистов принимают на «Ульяновскцементе», Чагодощенском стекольном заводе, «Жигулевских стройматериалах» и др.

Как рассказал проректор по инновационным технологиям и трудоустройству выпускников Сергей Михайличенко, университет готовит именно такие инженерные кадры, которые сегодня нужны работодателям.

«Наши специалисты востребованы практически везде. Наши выпускники работают в компаниях «Майкрософт» и «Сименс», в самолётостроительной корпорации «МиГ» и других», – отметил Сергей Анатольевич.

Популярность шуховцев у работодателей вполне обоснована. Помимо основной профессии студенты получают ещё 1-2 рабочие специальности по профилю своей подготовки. Это позволяет понять профессию изнутри, учит разбираться во всех её тонкостях. Кроме того, все выпускники вуза могут получить дополнительную квалификацию переводчика в сфере профессиональной коммуникации. Благодаря этому наши инженеры без труда находят общий язык с иностранными партнёрами и разбираются в новом зарубежном оборудовании.

К слову, с осени прошлого года в университете введён новый курс «Инновационное предпринимательство». Задача курса – передать практические навыки в области бизнеса молодёжи, которая начинает собственное дело, и подготовить инновационно-мотивированные кадры со знанием рыночной экономики для работы на производственных предприятиях. В процессе обучения студенты готовят бизнес-проекты собственной инновационной деятельности, что практически является заявкой на получение конкурсного гранта.

Поиск кадров со Scillbook

Сотрудничество вуза и предприятия – это эффективный и взаимовыгодный путь. Сегодня университет готов сотрудничать не только с производственными структурами Белгорода, но и всей России. Благодаря системе Scillbook, созданной на базе интернет-портала БГТУ им. В.Г. Шухова, это не составит особого труда. Новый информационный ресурс позволяет студентам нашего вуза представить свои достижения, знания, навыки и профессиональный опыт, а потенциальным работодателям – отобрать для прохождения практики и стажировки успешных выпускников и молодых специалистов.

Суть проекта в том, что Scillbook не просто формирует базу резюме студентов и выпускников, но и определяет их карьерную траекторию. В банке данных накапливаются все компетенции студентов, полученные в процессе обучения. Это и работа в студенческих объединениях, культурная и спортивная деятельность, участие в различных конкурсах, олимпиадах, выставках, форумах и др. По этим критериям работодатель может выбрать студента и пригласить его на практику. Впоследствии курсовые и дипломные работы практикантов ориентируются на потребности производственников.

Кроме того, система позволяет делать анализ и мониторинг, строить карьерограммы. Можно сказать, что Scillbook – мини-социальная сеть наших студентов, где у них есть возможность конкурировать между собой. Это одна из самых ценных изюминок новой системы. Она мотивирует студентов на серьёзное отношение и к учебе, и к труду, и к самореализации. Ребята заинтересованы собрать в своём резюме, размещённом в банке данных, как можно больше достижений, чтобы обратить на себя внимание работодателей. Благодаря этому студенты впитывают все ресурсы вуза и выходят из его стен высококвалифицированными специалистами современного уровня, обладающими дополнительной рабочей профессией, компетенциями в бизнесе, менеджменте и имеющими управленческие навыки.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×