Площадка молодняка
На студенческие спектакли столичных театральных вузов зритель ломит не меньше, чем на громкие премьеры модных режиссёров. Для театральных гурманов в молодёжных спектаклях есть особый смак: угадывать в ещё зелёных мальчиках и девочках будущих звёзд сцены.
В Белгороде публика своим напором входные двери учебного театра пока не сносит. Ведь история профессионального актёрского образования у нас только начинается – в 2011 году кафедру театрального творчества БГИИК преобразовали в кафедру актёрского искусства. Правда, сам театр «Новая сцена» существует в учебном заведении аж с 1994 года – как экспериментальная творческая площадка. А его спектакли неоднократно становились лауреатами фестивалей студенческого и любительского театрального творчества.
Сегодня театром руководят преподаватели кафедры Ольга и Константин Михайловы. Среди режиссёров-постановщиков «Новой сцены» достаточно именитых и титулованных персон: народные артисты России Николай Черныш и Марина Русакова, заслуженные артисты России Оксана и Виталий Бгавины, заслуженный работник культуры России Валентина Дубянская... И, конечно же, талантливые молодые педагоги, многие из которых сами не так давно окончили Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Классики и современники
«Новая сцена» ставит спектакли на любой возраст и вкус. Маленькие зрители могут посмотреть представления «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен, «Золотой цыплёнок» В. Орлова, «Сокровище Бразилии» К. Машаду. А для зрителей постарше театр предлагает настоящий калейдоскоп театральных стилей и жанров.
Хотите увидеть французскую комедию положений с причудливо закрученной интригой? Отправляйтесь на спектакль «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски» М. Камолетти! «Новая сцена» окатит вас пенящимся, искристым, игристым французским шампанским – в фигуральном, разумеется, смысле. Но уж точно здесь вы насладитесь искромётным юмором, лёгкостью и непринуждённостью актёрской игры. Поставили этот спектакль руководители театра Ольга и Константин Михайловы, «Гарнируру» коплескали (да так, что отбили ладони!) зрители театральных фестивалей «Рассвет» и «На свет Щепкинской звезды».
Желаете зрелища стильного, изысканного, интеллектуального? Добро пожаловать на «Оркестр» Ж. Ануя в постановке Вероники Плёховой. Пять исповедей о жизни, о любви, об искусстве заставят смеяться, плакать и узнавать себя в музыкантах женского оркестра. На заседание самого настоящего суда пригласит зрителей режиссёр Светлана Першина и артисты «Новой сцены» в спектакле «Адам женится на Еве» Р. Штраль. Суду и зрителям предстоит решить: могут ли сочетаться браком молодые люди, назвавшие себя Адамом и Евой?
И, конечно же, обязательно постарайтесь попасть на спектакль «Светлые души» по рассказам В. Шукшина в постановке народной артистки России Марины Русаковой. Эта работа «Новой сцены» была удостоена Гран-при IV Международного фестиваля детского и юношеского театрального творчества «На свет Щепкинской звезды». Погружение студентов в атмосферу шукшинской прозы, сочные, с деревенской «чудинкой» характеры персонажей, озорной юмор и чистая, пронзительная интонация – вот чем подкупили зрителей и жюри фестиваля «Светлые души» воспитанников талантливой актрисы и педагога.
Совсем недавно Николай Черныш и его студенты представили публике сценическую композицию «Скверно вы живёте, господа» по рассказам и пьесам А. Чехова, а в начале следующего года Ольга и Константин Михайловы приступают к репетициям спектаклей «Прощай, детство!» по рассказам М. Зощенко и «Что случилось в зоопарке» Э. Олби.
Театральный диагноз
– Наши артисты – люди неистовые, – говорит руководитель «Новой сцены» Ольга Михайлова. – Они готовы репетировать каждый день до десяти часов вечера. Даже каникулы им не в радость – тоскуют по работе, ждут не дождутся, когда снова на сцену. Вот Виолетта Рыбцова, стипендиат Фонда «Поколение»… Далеко не каждый студент может провести спектакль от начала до конца и не выдохнуться. А она может! Потому что её отличают невероятная трудоспособность, профессиональная самоотдача и просто бешеная любовь к театру. А наши мальчишки – Саша Жучков, Алексей Данилов… Они не только заняты во многих спектаклях «Новой сцены», но и всегда готовы помочь монтировать декорации, выстраивать звук. Не зря говорят, что театр - это не профессия, а диагноз!
Именно этот театральный диагноз заставляет педагогов и артистов театра самим придумывать и шить сценические костюмы, подбирать реквизит (в коллективе все знают правило: из дома ничего не выбрасывать, всё нести в театр), расклеивать афиши в белгородских вузах, рекламировать свои спектакли на встречах со зрителями. Иногда удаётся заразить театральным «вирусом» людей, казалось бы, совершенно прагматичных. К примеру, Ольга Михайлова, увидев мебель в одном из салонов интерьера, так ярко и эмоционально обрисовала его владельцам замысел спектакля «Гарнир по-французски», что те с радостью согласились предоставить свой товар в качестве реквизита спектакля.
В чём главная проблема учебных театров? В том, что их спектаклям не суждена, увы, долгая жизнь – студенты заканчивают обучение в вузе и разлетаются кто куда. Но есть среди выпускников театральных специальностей и те, кто не теряет связей с alma mater. Например, Анжелика Гушт, специалист Центра досуга на Крейде и яркая комедийная звезда «Гарнира по-французски». Как и её партнёр по «Новой сцене» и коллега по работе в Центре, бгииковский Пьер Ришар Максим Юрин… Правда, ближайший год Макс проведёт не на театральных подмостках, а в армейских казармах. Но поклонникам спектакля «Гарнир по-французски» его постановщики обещают, что спектакль не уйдёт из репертуара театра. Кто же выступит теперь в роли Робера? Пусть это станет главной интригой обновлённого состава спектакля!
Студенты кафедры актёрского искусства имеют возможность выходить не только на родную «Новую сцену», но и на сцену БГАДТ имени М.С. Щепкина. Белгородские театралы уже не раз видели юных артистов в массовых сценах спектаклей «Бешеные деньги», «На бойком месте», «Метель», а сегодня они ярко «зажигают» в мюзикле «Мещанин во дворянстве», очаровывая публику молодостью, энергией, азартом, куражом. Отличный пример единства учебного процесса и практики!