Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 января 2014, 18:17
 Сергей Шевченко 2223

Купи слона

Купи слона Иллюстрация Анастасии Дружининской
  • Сергей Шевченко
  • Мнение

Помните знаменитую шутку-приставалку из детства про «купи слона»? Адекватная реакция всякого ребёнка заключалась в том, что он никогда не согласится покупать то, что ему не нужно. Однако дети росли, оканчивали школы, колледжи и университеты, а потом превратились в огромное общество, помешанное на покупке тех самых слонов. Мы бесконечно много работаем, мечтаем, отдаём все силы и деньги, берём кредиты на то, что нам никогда не было и не будет нужно.

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru

Коснуться дна

Ценности в сегодняшнем обществе выглядят столь противоречиво, что подвести их к общему знаменателю чаще всего не представляется возможным. Что такое настоящий мужчина? Что такое семья? Стоит ли жить честно? Для чего нужны дети? Нужно ли ставить на первое место любовь? Глобальные вопросы с течением времени становятся всё более безответными. То, что некогда являлось очевидным, сегодня стало неопределённостью. Почти генетически в нас заложены верные ответы, цели и мечты. Но всякий раз, когда говорят о том, например, что честность прекрасна, ты слышишь: «Да, но...» с последующим набором оправданий нечестности.

И вот на смену традиционным ценностям приходит матрица, диктующая новые правила игры, – общество потребления. Даже забавно, что эта дурно звучащая фраза у большинства вызывает отторжение и при этом именно верным рабом общества потребления бесконечно прожорливой системы является почти каждый из нас.

Порой, чтобы рассмотреть болезнь, достаточно поглядеть на самого себя и тех, кто живёт рядом. Ночь с 28 на 29 ноября 2012 года. Открытие крупного гипермаркета бытовой техники в ещё строящемся белгородском торгово-развлекательном центре. На обещанные скидки в торговый центр собирается многотысячная толпа. Холод. Много часов ожидания. Для того чтобы покупатели не напирали, выставлен заслон из автобусов, между которыми и должен потечь первый ручеёк посетителей магазина.

Поразительно, сколь легко люди, в том числе пенсионеры и семьи с детьми, готовы забыть об элементарной безопасности, оказаться в неконтролируемой де-факто толпе, чтобы получить скидки на вещи, которые большинству и не нужны вовсе. Едва ли основу той толпы составляли прагматики, желающие сэкономить. Чуть позже похожая история с опустошающей полки толпой повторилась в другом белгородском магазине цифровой техники. И всюду опьянённые иллюзией халявы люди, порой теряющие уважение к самим себе ради возможности купить подешевле смартфон или телевизор.

Парадокс заключается в том, что по правилам общества потребления человек совершает довольно дорогие покупки ровно для того, чтобы возвыситься в чужих глазах – это доказывает история многих модных и успешных брендов. Довольно простая форма консюмеризма. Однако люди в погоне за вещами, которые сделают их якобы уважаемыми, очень легко опускаются до животного уровня.

Основатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров на один из дней рождения Санкт-Петербурга устроил с коллегами весьма показательную в этом отношении акцию. Из окна офиса его компании вылетали бумажные самолётики, к которым были прикреплены пятитысячные купюры. То, каким образом толпа сражалась за «манну небесную», можно увидеть на видеозаписях, сделанных во время этой акции в духе мессира Воланда.

«К сожалению, эту небольшую благотворительную лотерею в честь дня города пришлось быстро прекратить – народ стал звереть, особенно его нетрезвая часть. Так что в следующий раз устроим викторину на знание истории города и биографии Петра I, это будет больше соответствовать духу Петербурга», – написал после Дуров.

Саму «лотерею» в интернет-среде многие оценили негативно, восприняв как издевательство над людскими пороками. Однако именно подобные истории наглядно обнажают эти самые пороки.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и  ржа истребляют и где воры подкапы-вают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Нагорная проповедь

Покорми систему

Принцип общества потребления таков, что человеку нужно побыть животным, чтобы потом почувствовать себя человеком. Ты должен стерпеть все унижения, простоять в толпе, в очереди, проглотить хамство охраны, протиснуться между грязными бортами автобусных кордонов, а потом купить айфон и стать уважаемым человеком. Ловушка в том, что тем самым ты присваиваешь всю свою ценность купленным предметам: «Я великолепен, потому что у меня есть вот это, вот это и вот это».

Подразумевать под «это» можно что угодно – от пиджака до автомобиля. Тем самым жертва общества потребления признаёт, что без этих компонентов она является ничтожеством, готовым опуститься бесконечно низко, чтобы обрести атрибуты. Принимая такие правила игры, мы соглашаемся с тем, что если условному подонку дать дорогой автомобиль и шикарный костюм, он станет уважаемым в наших глазах человеком. Однако на деле он останется всего лишь подонком в шикарном костюме за рулём дорогого авто.

Помимо желания казаться своим в обществе потребления нами движет ещё одно роковое заблуждение. В статусных покупках мы видим рецепт собственного счастья. Всё начинается в детстве с компьютерных приставок и продолжается дорогими игрушками во взрослой жизни. При этом нет ни одного человека (и не может быть по определению), который, став обладателем какой-то важной для себя покупки, на этом успокоился бы. Таково правило. Если кто-то в этой системе достигнет счастья, она умрёт. На этой погоне система и зарабатывает – ты не имеешь права останавливаться.

Построены огромные заводы, автоконцерны всё чаще обновляют модельные ряды, дизайнеры сотворяют из кусочков ткани новую религию в одежде. Ты не можешь оставить их без работы. Маркетологи выиграли эту войну. Ты угробишься и заплатишь не деньгами – заплатишь драгоценным временем, которое ты потратил на их заработок, за придуманную маркетологами мечту. А завтра они обязательно придумают другую мечту. Потому что всем хочется кушать больше и вкуснее. И если тебя вовремя не убедить, что для счастья, оказывается, нужно было не то, старое, а вот это, новое, что только-только сходит с конвейера – систему некому будет кормить. А кормить её должен ты.

«Потребление – это одна из форм обладания и, возможно, в современных развитых индустриальных обществах наиболее важная. Потреблению присущи противоречивые свойства: с  одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и  беспокойства, поскольку то, чем человек обладает, не может быть у него отобрано; но с другой стороны, оно вынуждает его потреблять всё больше и больше, так как всякое потребление вскоре перестаёт приносить удовлетворение. Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю». Эрих Фромм, философ

«Счастье нельзя купить»

Великие мыслители прошлого и настоящего, да что там – фактически все религии, – совершенно однозначно утверждают: обладание чем-либо не может принести счастья никому и никогда. Это аксиома. Ей, если отсчитывать от Ветхого Завета, например, несколько тысяч лет. Владея чем-либо или даже кем-либо (а общество потребления распространяется и на человеческие взаимоотношения), мы становимся рабами этих вещей. Раб несвободен, а потому и несчастлив. Никакого пафоса и никакой лжи нет в словах о том, что уже при рождении человеку даётся всё, что ему нужно для счастья. Потому что истинное счастье мы испытываем в процессах, в ощущениях, в действии, а не в обладании. Такова человеческая природа. Здесь нет никаких иных вариантов.

Скажем, любовь… Это чувство, не терпящее обладания. Его нельзя купить, его нельзя измерить. Ощущения, испытываемые влюблёнными, совершенно не зависят от того, во что они одеты, на чём передвигаются. Но именно состояние влюблённости дарит человеку счастье. Значит, счастье можно получать только от самого процесса жизни, а не от бесконечной погони за новыми целями. Если не можешь быть здесь и сейчас счастливым, не сможешь и с миллионом долларов в кармане (если только они не необходимы для того, например, чтобы излечиться от какой-либо болезни).

«Счастье нельзя купить. Разве что ненадолго. Наверное, мне это нравилось, не знаю. Сейчас я часто вспоминаю, как ходил в секонд-хенды, чтобы найти что-нибудь приличное. И мне это больше было по душе, потому что в этом был какой-то кайф. Потому что ты не знаешь, хватит ли тебе денег, да и вообще что ты ищешь? А уж если найдёшь, то эта вещь тебе дороже, чем когда ты имеешь штуку баксов и можешь купить целый магазин с потрохами. Это не берёт за душу».

Это слова не философа-морализатора. Так говорил рок-идол Курт Кобейн. Подобных историй великое множество, но считаем их лишь красивыми небылицами.

Погоня за новыми гаджетами не приносит счастья, как до сих пор не принёс счастья человечеству прогресс. За последние десятилетия в технологиях произошло несколько революций, однако умеем ли мы радоваться жизни так, как наши дедушки и бабушки, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю?

Вещи действительно сделали нас рабами системы. Винтики большой машины не могут быть счастливы, поскольку лишены свободы. А свобода есть главный ингредиент человеческого счастья. Здесь и сейчас, без кредитов, без далёких целей и огромных трат, ничто не мешает каждому из нас любить, чувствовать жизнь, радоваться каждому её дню, встречать рассветы, гулять под дождём, носить на плечах детей, дарить цветы любимым людям, делать добрые дела, купаться в проруби или кататься с горки на санках… Счастье трудно описать, но об одном его свойстве можно утверждать с полной уверенностью – купить счастье невозможно. И вот когда в очередной рекламе тебе говорят: «Купи слона», – не ввязывайся в эту игру. Лучше пойди и займись собственной жизнью. Времени не так уж много.

 

P.S. Эту статью мы взяли из январьского номера журнала «ОнОнас». Остальные материалы первого в этом году выпуска молодёжного издания, одной из главных тем которого стало общество потребления, можно читать уже сегодня  вечером. Свежий «ОнОнас» вы найдёте в привычных местах распространения.

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×