Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 октября 2021,  14:09

Испытание виртуальной школой. Довольны ли белгородцы дистанционным обучением

«Белгородская правда» спросила об этом у школьников, учителей и родителей

Испытание виртуальной школой. Довольны ли белгородцы дистанционным обучениемФото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

Вот, казалось бы, сиди себе дома, выполняй задания, отправляй учителю, а потом занимайся своими делами. А во время «уроков» можно и чайку выпить, и шоколадкой подзарядиться, и форму надевать не надо, да и вообще даже из кровати вылезать необязательно, главное – учебники, ручку и тетрадки рядом положить. Не учёба – мечта!

Неполноценные уроки

Да, так поначалу виделась дистанционная учёба в разгар пандемии многим детям. Но, уверяю вас как мать троих детей: школьника, студента колледжа и студента вуза (прямо как на заказ комплект) – уже через неделю все отпрыски взвыли: «Хотим учиться очно, как раньше!» Масла в огонь подлил племянник-второклассник: если у ученика начальной школы во время «уроков» не было рядом взрослого, то дело – труба. Не учёба, а пустая трата сил и нервов.

Итак, в нашем варианте минусов в дистанционной учёбе оказалось больше, чем плюсов. Во‑первых, жутко зависала «Виртуальная школа», которую только через пару недель после начала дистанционки довели до ума, чтобы она выдерживала безумную нагрузку, свалившуюся на неё.

Причём самой учёбе «Виртуальная школа» не помогала: через неё дети могли только получать задания от учителей и прикреплять выполненные работы. Во‑вторых, педагогов было жаль гораздо больше, чем детей: они получали в свой виртуальный личный кабинет несколько десятков перефотографированных рукописных листков не всегда хорошего качества. Часто приходилось их проверять не на компьютере, а на смартфоне. В день – до сот­ни таких листков. До песка в глазах и боли в голове. Это ещё несколько часов работы после проведения дистанционных уроков.

 

Испытание виртуальной школой. Довольны ли белгородцы дистанционным обучением - Изображение Фото: pixabay.com

 

За 45 минут дети не успевали выполнить все «классные» задания. На домашнюю работу тоже отводилось ограниченное время. То есть каждый день от четырёх до шести часов им приходилось бесконечно пялиться в телефон или монитор, а параллельно ещё что‑то на бумажках писать, которые потом надо было переснять и измученным учителям переслать.

Новые темы никто не объяснял – в «Виртуальной школе» невозможно провести полноценный онлайн-урок. У дочки-школьницы в смартфоне завелось несколько чатов в «Вайбере» – с классным руководителем, учителями-предметниками, одноклассниками. Если что‑то было непонятно по теме того или иного предмета, учителя консультировали по телефону или в групповом чате.

Итак, резюмируем: в нашей школе каждый учитель проводил дистанционные уроки по‑своему. Детям приходилось подстраиваться под конкретного педагога, оперативно переходить из чата в чат, чтобы посмотреть задания. Успевать делать домашку, потому что на неё учитель отводил определённое время и нужно было прикрепить готовую домашнюю работу либо в «Виртуальную школу», либо отправить в чат. Для того чтобы учиться дистанционно, нужны гаджеты и, главное, – Интернет.

А теперь представьте, что Интернет отключился. Или в семье один компьютер, а детей-школьников несколько. Или та же ситуация, но родители временно перешли на удалёнку и им тоже нужен компьютер. Можно, конечно, и со смартфоном управиться, но не очень удобно, и глаза быстро устают. Стоит ли говорить, что спустя несколько недель такую дистанционку начали проклинать и дети, и родители, и учителя?

А можно ли было по‑другому?

Переходить на дистанционку всем пришлось очень быстро. Быстро нужно было научить учителей работать удалённо от учеников. Быстро надо было выяснить, у кого из детей и учителей нет нужной техники или Интернета. Все эти «быстро» растянулись на несколько недель, а ведь учебный год не остановишь, программу нужно пройти в срок. И каждая школа пыталась справиться с задачами исходя из своих возможностей.

Поначалу все действовали одинаково: узнавали, у кого из детей есть возможность учиться дистанционно, а кто мог ходить в дежурные группы. Если не хватало компьютерной техники, в школах придумывали, как передать её в семьи. Тут пригодились «Точки роста», временно поделившиеся компьютерами и ноутбуками с теми ребятами, у которых их не было. Ну а дальше всё зависело от возможностей каждой школы и того, как понимали процесс дистанционной учёбы руководители школ и педагоги.

Живые уроки важнее

Инна Тяпугина, директор образовательного комплекса «Алгоритм успеха», почётный работник общего образования РФ рассказывает:

«Наверное, нашей школе было легче, чем другим: все ученики «Алгоритма успеха» уже были обеспечены планшетами и ноутбуками, поскольку две составные части обучения в «Алгоритме» – информационная (теоретическая) и частично практическая основаны на безбумажном принципе. Традиционные учебники не используются. Наши учителя ещё с 2018 года работают с принципиальной опорой на возможности цифровых образовательных ресурсов. Это колоссально помогло в подготовке к занятиям на дистанте».

Однако никакая самая лучшая «дистанция» с самыми передовыми цифровыми технологиями не может отменить живой передачи знаний от человека к человеку. Опыт весны 2020 года показал, что эмоциональная связь и межличностное общение – важнейшие составляющие современного урока.

 

Испытание виртуальной школой. Довольны ли белгородцы дистанционным обучением - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

 

Заместитель директора Городищенской средней школы Старооскольского округа Оксана Мишустина вспоминает:

«Конечно, в первые дни обучения в новом формате всем было трудно: наблюдались перебои в работе онлайн-платформ, некоторым пришлось осваивать мессенджеры Vieber или Whatsapp, социальные сети. В Городищенской школе учатся 349 учеников. Половина из них – дети из многодетных и малообеспеченных семей. В семьи, где не хватало техники, на период дистанционного обучения мы передали компьютеры из «Точки роста». Ребятам из многодетных и малообеспеченных семей выдали планшеты. Для тех учеников, у которых не было доступа в Интернет, учителя записывали учебные материалы на компакт-диски и флеш-карты».

По словам Оксаны Мишустиной, соцсети дали возможность применять широкий арсенал педагогических приёмов: прикреплять видеофрагменты урока, записывать голосовые сообщения – комментарии к темам или ответы на вопросы, общаться с детьми по видеосвязи. Педагоги увидели, что дистанционная форма удобна для работы с детьми с особыми образовательными потребностями или теми, кто из‑за проблем со здоровьем часто пропускает занятия.

Из минусов: дети в период дистанта находились за компьютерами и другими средствами связи огромное количество времени. А это дополнительная нагрузка на глаза, снизилась двигательная активность, ведь не всегда взрослые могли контролировать, как ребята соблюдают режим дня, чередуют виды деятельности.

«Ну и, конечно, никакая техника не может заменить живое общение между людьми. Дети скучали по друзьям и одноклассникам. Вывод мы сделали такой: дистанционное обучение позволяет улучшить и разнообразить процесс обучения, но не заменить его», – признаёт педагог.

 

Испытание виртуальной школой. Довольны ли белгородцы дистанционным обучением - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

Мнения родителей и ущащихся

Наталья, мама четвероклассника, Белгород:

«Сложно было, когда только началась дистанционка: сын учился во втором классе, и примерно полторы последние четверти мы приспосабливались к новому формату. Особенно напрягало то, что приходилось с ребёнком, который в начальной школе не может самостоятельно изучать новый материал, делать и классные, и домашние задания.

Безусловно, педагог всегда был на связи, но однозначно 90 процентов работы учителя, по объективным причинам, легло на плечи родителей или бабушек и дедушек.

Отдельно раздражали задания по предметам вроде технологии и музыки, потому что мы едва успевали сделать классную и домашнюю работу по основным предметам и с ужасом осознавали, что предстоит потратить ещё 30–40 минут драгоценного вечернего времени на музыку. Позже эти предметы начали, к счастью, задавать факультативно.
Постепенно ребёнок освоил основные дистанционные манипуляции, и в третьем классе, когда дистанционка на некоторое время продолжилась, стало легче. Он старался всё делать самостоятельно и обращался к взрослым только в случае затруднений. Моя задача состояла в технической организации отправки заданий учителю. Из плюсов: родители лучше поняли, из чего состоит учебный процесс».

Милена, восьмиклассница, Белгород:

«Для меня дистанционное обучение хуже, чем обычное, когда ты присутствуешь на уроках в школе. Дома ты сам себе не сможешь объяснить тему и понять, как решать примеры, задачи, изучать новые темы. Помимо того, что читаешь параграф, приходится ещё искать видеоуроки с объяснениями. Времени на это уходит гораздо больше, чем при обычной учёбе. Плюс кружки и объединения дополнительного образования: задания по ним тоже скидывали в чаты и беседы. В итоге на увлечения времени вообще не оставалось».

Мария, девятиклассница, Белгород:

«Лично я не смогу ответить однозначно на вопрос: дистанционка – это хорошо или плохо? Например, дети, у которых много внешкольных кружков, были рады лишние пару часов побыть дома, не тратя время на поход в школу и ранний подъём. Но, с другой стороны, школьник предоставлен сам себе, потому эффективность домашнего обучения ставится под сомнение. Ведь никто не знает, как ученик сделал домашнее задание: списал или действительно разобрался.

У каждого школьника есть предмет, в котором он не так силён, как в остальных. В моём случае это математика и физика. Мне не всегда было понятно и после объяснения учителя, а что уж про самостоятельное изучение говорить… Потому успеваемость в технических науках ухудшилась, и порой я до сих пор не могу справиться с тем или иным заданием без помощи взрослых. Думаю, не одна я столкнулась с подобной проблемой. Считаю, что идея дистанционного обучения требует доработки».

Татьяна, студентка колледжа, Белгород:

«Мне кажется, нельзя дать чёткий ответ на этот вопрос. Многие дети очень тосковали по школе во время дистанционной учёбы: ребёнок, словно затворник, сидел в четырёх стенах, минимально контактируя с кем‑либо, и рано или поздно начинал скучать по одноклассникам и учителям. Однако некоторым детям-интровертам, наоборот, комфортнее находиться вдали от школьной жизни – это зависит от характера и темперамента каждого ребёнка.

Среди трудностей, пожалуй, можно выделить чрезмерную нагрузку: учителя давали слишком много заданий, с которыми иногда даже взрос­лому человеку не под силу справиться за один вечер. А длительное сидение за компьютером плохо влияло на зрение. Ну и, конечно, один из самых значительных минусов – отсутствие личного контакта с учителем. Он не мог контролировать процесс обучения, из‑за этого страдало качество». 

 

Испытание виртуальной школой. Довольны ли белгородцы дистанционным обучением - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

Нужна смешанная модель

Николай Рухленко, первый замначальника департамента образования Белгородской области – начальник управления образовательной политики департамента:

«Не будем отрицать, что одномоментный переход к дистанционному образованию произошёл технологически, но не методологически. На первых порах, к сожалению, преобладал формат «выдал задания – проверил результат». Другая крайность, когда учителя воспринимали онлайн-обучение как некий набор видеоуроков, инфографики, презентаций по различным темам: «я включил – ты смотришь». Всё это очень далеко от полноценного дистанционного обучения, которое, как и традиционное, немыслимо без использования имеющихся возможностей цифровых платформ, действенной обратной связи, контроля над тем, что и как осваивает ученик и с каким качеством.

Определённой сложностью, безусловно, стало то, что на начало обучения в дистанционном формате не все дети были обеспечены компьютерной техникой и доступом к Интернету. Школы передали во временное пользование нуждающимся семьям имеющееся компьютерное оборудование. 1 063 школьника получили смартфоны в рамках проекта «Помоги учиться дома», организованного Агентством стратегических инициатив и партией «Единая Россия». Не всегда и не везде можно было подключиться к Интернету, в таком случае модемом становился телефон. Когда и такой возможности не было, обучение шло в формате самостоятельной работы с помощью кейсов. Трудности испытывали те семьи, в которых одновременно дис­танционно учились несколько детей.

Пандемия стала испытанием для всех без исключения участников образовательных отношений: школьников, учителей, родителей. Значительно увеличилась нагрузка на педагогов, что потребовало небывалых трудозатрат. Школьникам пришлось стать более ответственными и самостоятельными. Реалии таковы, что есть дети, не готовые к самостоятельной работе без постоянного контроля со стороны учителя или родителей. В обществе наступило понимание, что выработке самоконтроля как в семьях, так и в школах мы уделяем недостаточно внимания. Не потому что не хотим, а потому что зачастую не знаем как.

Дистанционное обучение в начальной школе имело свои особенности. У младших школьников ещё не сформированы навыки самостоятельной работы на образовательных платформах, дети быстро утомляются, и им необходима периодическая смена вида деятельности. Выход из ситуации – использование игровых технологий, применение мультимедийного сервиса, проведение интегрированных уроков.

Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию. Обучение с участием учителя – важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников. Ученикам младших классов необходимо практически постоянное присутствие учителя в классе. Подросткам и старшеклассникам нужен, скорее, тьютор, советчик, специалист.

Карантин и пандемия дали колоссальный импульс развитию электронных образовательных ресурсов. Их число растёт, а качество – повышается. Думается, скоро наверняка появится единый агрегатор этих ресурсов, чтобы всю информацию с сотен онлайн-ресурсов можно было получить на одном сайте. Что‑то вроде «онлайн-школа.рф». Нечто подобное уже оперативно создали в Китае.

Современной школе необходима модель смешанного обучения, в которой одинаково важны и онлайн-обучение, и обучение с участием учителя. Нужно активно отрабатывать различные модели смешанного обучения: перевёрнутый класс, ротация станций, ротация лабораторий и другие.

Дистанционное обучение даёт возможность качественно организовать образовательный процесс в случае локальных сезонных карантинов, не ограничиваясь выдачей задания через электронную почту или дневник. Может использоваться, чтобы ребёнок, который болеет дома или уехал на тренировочные сборы, продолжал учиться, не отстал от учебной программы. Чтобы дети, где бы они ни жили, могли слушать лекции, уроки ведущих преподавателей. Чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым необходима дополнительная поддержка.

В целом региональная система образования испытание дистантом выдержала. Радует, что, за редким исключением, школьники, педагоги и родители проявили по отношению друг к другу терпение и уважение. Лучшие практики дистанционного обучения уже есть в открытом доступе».

Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×