Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2021,  18:16
 734

За что любят свою маленькую школу жители Кочегур

Сегодня здесь на 56 учеников – 14 педагогов, есть классы, где занимаются по 1–2 ребёнка, а потому каждому школьнику обеспечен индивидуальной подход

За что любят свою маленькую школу жители КочегурФото: Елена Коржова
  • Статья

В маленькой сельской школе все на виду. Незаметно сбежать с уроков, не получить ни одной оценки из‑за того, что тебя не спросили, написать контрольную по подсказкам одноклассников – тут такое не пройдёт. Но здесь для каждого ученика обязательно найдут время, силы и нужные слова поддержки, которой порой так не хватает.

Накануне Дня учителя корреспондент «Белгородских известий» побывала в школе села Кочегуры Чернянского района и узнала всё секреты её учителей и учеников.

Как старые знакомые

Кочегурскую школу окружают стройные берёзы, яблони, туи и можжевельник, крымские сосны и яркие цветники. Они всё ещё не сдались под натиском первых заморозков и переливаются каплями росы, в которую превратилась утренняя изморозь.

На пороге бело-красного одноэтажного здания меня встречает директор школы Юрий Сорокин, вместе с ним выходит одна из сотрудниц и улыбается. Я слышу не дежурное «здрасьте», а искреннее: «Доброе утро! Как вы добрались?»

На душе становится теплее, я как будто пришла к старым знакомым, которых давно не видела.

 

 

Юрий Николаевич ведёт меня по коридору и рассказывает историю школы. Её открыли в Кочегурах в 1986 году, до этого дети ходили в восьмилетку в соседнем селе Проточном. Тогда, в конце 1980-х, в учебном заведении было около 120 учеников.

«Где‑то в 1997-м, когда я сюда пришёл учителем технологии и изобразительного искусства, у нас было 200 детей. Правда, начальная школа тогда находилась в отдельном здании», – вспоминает Сорокин.

Сейчас здесь 14 педагогов и 56 учеников: есть классы по 2 человека и даже такой, где всего 1 ребёнок, есть и большие по здешним меркам – в них по 10–15 детей. Притом что школа эта – средняя: в последние два года в 10-й класс ученики просто не идут.

«Радует тенденция, что число первоклассников стало расти: в этом году их у нас 13, на следующий год предположительно будет 14», – подчёркивает директор.

«Нам нравится»

Мы заходим в кабинет, где идёт урок математики. За партой – Наташа Фатыхова и Цахан Мамедова, это и есть весь 5-й класс Кочегурской школы.

«Изображаем произвольный треугольник, измеряем его сторону, не забываем и сантиметры, и миллиметры», – говорит учитель математики Валентина Балягина.

«Я всё», – опережает соседку одна из учениц.

Она приступает к новому заданию, пока одноклассница заканчивает с измерениями и записью ответа.

«У нас индивидуальный подход прямо на уроке. Задания я дифференцирую в зависимости от уровня знаний и тех ошибок, которые дети допускают при выполнении домашней работы. Она, кстати, тоже даётся индивидуально. В этом, конечно, плюс: пробел в знаниях минимальный. А вот минус в том, что я не могу организовать на уроке работу в группах», – поясняет педагог.

Я интересуюсь у самих учениц, трудно ли, когда их в классе всего две.

— Нет, нетрудно. Нам нравится.

— А почему?

— Потому что я знаю то, чего не знает моя соседка, и наоборот.

— Вы подсказываете друг другу? – шёпотом уточняю я и подмигиваю девчонкам.

— Да… – еле слышно, но уверенно и почти в один голос отвечают они.

 

 

Нам видно в окно футбольное поле. Там за честь школы в составе команды сражается 7-й класс. В нём учатся София Сердюк и Иван Феллер, и я спешу к ним. Прошу назвать плюсы и минусы обучения вдвоём.

«Минус в том, что нельзя передать шпаргалку. Вот вчера на алгебре Ваня делал практическую работу. Я ему на листочке написала, попыталась передать, но учительница заметила. Потом всё‑таки нашла подходящий момент, но это было непросто», – рассказывает София.

В числе плюсов дети называют близкое расположение школы от дома: вставать рано не надо.

«А ещё мы не можем сделать ничего друг у друга за спиной, наговаривать друг на друга. И если поругались, то потом обязательно помиримся».

«Не подведите маму!»

В кабинете, где занимаются первоклашки, шумно. Дети только привыкают к режиму, да и как промолчать, если идёт урок технологии и нужно быстрее и лучше всех сделать поделку. Молодой педагог Елена Хороших успевает помочь каждому: одному – справиться с непослушным пластилином, другому – приукрасить получившуюся сову.

Это притом что перемену она потратила не на отдых, а на репетицию номера ко Дню учителя. И хотя Елена Хороших в этом коллективе всего второй год, она уже заместитель директора по воспитательной работе. Выбор именно маленькой сельской школы для себя она считает самым подходящим.

«Я училась в Белгороде и практику проходила в одной из городских школ. Для себя поняла, что только тут я с самого утра в хорошем настроении. К детям уже привыкла, они прямо родненькие: более отзывчивые, честные и справедливые, чем в городе. Мне кажется, они даже учителей любят как‑то по‑другому», – поясняет Елена Хороших.

 

Елена Хороших Елена Хороших / Фото: Елена Коржова

 

А вот Валентина Балягина в этой школе проработала 35 лет, как раз столько и исполняется учебному заведению в 2021 году.

«Это родной дом. Тут все наши, родные. Это не просто какой‑то ученик мимо прошёл. Нет! Это Наш! (она говорит это слово с такой интонацией, что именно так его и нужно писать – с большой буквы). Переживаешь за них, как за родных детей. И говоришь: «Смотрите, не подведите маму!» – рассказывает Валентина Константиновна.

Девятиклассник Максим Овчаров как раз из тех, кто не подводит. Он победитель районной олимпиады по технологии, обладатель второго места на олимпиаде по немецкому языку. Этот год в школе для Максима выпускной. Но он собирается сюда вернуться. Правда, уже в статусе учителя.

«Я патриот своей школы, она одна такая. У нас учитель каждому внимание уделяет, мы все темы понимаем прекрасно. И это большой плюс. А ещё мы друг за друга переживаем, что тоже важно», – утверждает парень.

Чем не семья?

С января по август прошлого года в школе провели капитальный ремонт: обновили все коммуникации, фасад и крышу, заменили полы, утеплили стены. Педколлектив вдохновился переменами и под чутким руководством директора принялся за благоустройство. И 2,5 га пришкольной территории преобразили: к уже подросшим яблоням и грушам добавили клумбы и новый сад, высаженный в память о защитниках Родины.

«Здесь высадили 30 деревьев. Сад носит имя Константина Медведева – нашего ученика. Он погиб на Северном Кавказе в 2003-м», – говорит Юрий Сорокин.

В этом году школа стала победителем районного и лауреатом областного конкурсов на лучшее благоустройство территории.

 

 

Директор показывает мне уникальную географическую площадку, где детей на практике учат измерять параметры возвышенностей и исследовать типы грунта. Рядом – оборудование для наблюдений за погодой.

А возле фруктовых деревьев – небольшой школьный огород. Его тут называют экспериментальной площадкой: ученики исследуют приживаемость разных сортов овощей и их устойчивость к погодным изменениям. А потом выращенные на грядках картошка, капуста, помидоры, свёкла, лук и морковка попадают к детям в тарелки.

«Помидоры и огурцы солим, яблоки морозим и сушим. Девчонки наши из столовой занимаются», – поясняет Юрий Николаевич.

Ну и правда: чем не семья?! И учатся вместе, и трудятся бок о бок, заботятся друг о друге и даже заготовки себе на зиму делают.

Елена Коржова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×