Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 апреля 2015, 18:47
 Вадим Кумейко 4399

13 вопросов о двух колёсах

Две трети белгородцев хорошо относятся к велосипедистам

13 вопросов о двух колёсах Фото Вадима Заблоцкого
  • Вадим Кумейко
  • Статья

«БелПресса» при активной помощи студентов и сотрудников института управления БелГУ опросила жителей Белгорода и узнала, сколько белгородцев готовы использовать двухколёсный транспорт как повседневный и чем велосипедисты их раздражают.

Отношение и соотношения

О том, как белгородцы относятся к велосипедистам, мы спросили прямо в начале анкеты. Результаты оказались такими: более чем две трети респондентов (68,67 %) ответили «Хорошо». Равнодушны к «двухколёсным» 20,33 % опрошенных, а 11 % белгородцев их недолюбливают.

Среди тех, кто признался в нелюбви к велосипедистам (а таких в абсолютных цифрах оказалось всего 38 из 300 опрошенных – прим. ред.), 57,58 % обвинили владельцев железных коней в том, что они не соблюдают правила дорожного движения и создают опасные ситуации на дорогах и тротуарах города.

Ещё 42,42 % недовольных сообщили, что велосипедисты всё время пытаются отнять у пешеходов и автомобилистов место на дороге и тротуарах под велодорожки и велосипедные полосы. 15,15 % предложили свои варианты ответов: «Они наезжают на пешеходов», «Велосипедисты хамят пешеходам», «Они ездят там, где не положено» и туманно-неопределённое «Личный печальный опыт».

Если соотнести позитивность настроя и род занятий респондентов, то выяснится, что больше всех «двухколёсных» любят школьники 100 % опрошенных. Чуть меньше позитива проявляют студенты78,57 % учащихся вузов. Не против поклонников экологичного транспорта и пенсионеры – 72,04 % ответили «Хорошо». Почти одинаково не любят велосипедистов предприниматели и безработные – 21,74 и 21,43 % из них выбрали ответ «Плохо» на вопрос об отношении к ездокам.

При этом если сделать корреляцию ответов по полу, то мы увидим, что хорошо относятся к велосипедистам 72,34 % мужчин и 65,41 % женщин. Равнодушны к велодвижению 17,02 % мужчин и 23,27 % женщин. А вот откровенно негативное отношение представители противоположного пола демонстрируют практически в равных соотношениях – 10,64 и 11,32 % соответственно.

 

Фото Владимира Юрченко

«Синдром Печкина» и мифы о злобных автолюбителях

Если говорить в целом о степени велосипедизации белгородцев, то выходит, что велосипед есть у каждого третьего (у 31,79 %) – ситуация похожа на ту, что сложилась в Белгороде с автомобилями.

Чтобы выяснить, как наличие или отсутствие велосипеда влияет на отношение к велосипедистам, мы ввели в анкету отдельную графу «Есть ли у вас велосипед?». Мы предполагали, что большинство тех,  у кого велика нет, равнодушно или плохо относятся к велосипедистам, и даже придумали для такого феномена название – «синдром Печкина»: «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!»

Опрос показал, что прямой зависимости здесь нет: 68,06 % безлошадных опрошенных хорошо относятся к велосипедистам. При этом удивительно, что среди обладателей велосипеда нашлись 2,25 % тех, кто не любит велосипедистов.

Лишь частично оправдалось наше предположение о том, что автомобилисты плохо относятся к велосипедистам: из обладателей авто их уважают 68,60 %, а среди «безлошадных» – 68,54 %. Недолюбливают велосипедистов 15,7 % автолюбителей, среди пешеходов же таких только 7,87 %.

При этом наличие личного авто совсем не мешает и приобретению велосипеда: он есть почти у каждого третьего водителя (27,93 %). Другое дело, как его используют: у 35,48 % автомобилистов велосипеды просто пылятся без дела в гараже, 35,48 % катаются ради удовольствия, по выходным с друзьями например. 19,35 % водителей велосипед помогает поддерживать хорошую физическую форму, и только 6,45 % ездят на нём по делам – на работу или учёбу. С этим всё относительно понятно: купив автомобиль, ты всё реже садишься на велосипед.

Респондентов, у которых велосипедов нет, мы спросили о намерении его приобрести. 75,14 % опрошенных заявили, что не собираются обзаводиться движимым велоимуществом. 18,92 % пообещали, что купят себе велосипед, как только появятся свободные деньги. А 5,95 % твёрдо намерены стать владельцем железного коня уже к этому лету. Так что владельцам спортивных магазинов стоит запасаться велотоварами уже сейчас.

На работу на велосипеде? Спасибо, нет!

Мы спросили белгородцев и о том, как они используют имеющиеся у них велосипеды. На первом месте по популярности оказался вариант «Никак не использую – он стоит без дела и занимает место» – так ответило 38,2 % респондентов. На втором месте ответ «Как развлечение – катаюсь на велосипеде по выходным с друзьями» (32,58 %). Ещё 16,85 % опрошенных используют велосипед как тренажёр для фитнеса. И лишь каждый десятый белгородский велосипедист ездит на байке по делам – на работу, учёбу, за покупками (10,11 %).

Говоря о том, почему они не готовы использовать велосипед в качестве ежедневного транспорта, 31,65 % опрошенных пояснили, что в Белгороде для этого нет соответствующей инфраструктуры – велодорожек и велосипедных полос. По их мнению, без них передвигаться по городу опасно. Примерно четверть опрошенных (24,05 %) не использует велосипед как транспорт в силу объективных причин – не позволяет состояние здоровья. 12,66 % опрошенных оправдываются тем, что на работе действует офисный дресс-код, а на велосипеде ездить в деловом костюме не очень удобно. Ещё 10,13 % считают, что ездить на работу на велосипеде им не позволяет статус, ибо это несерьёзно. И только 6,33 % пеняют на то, что для ежедневного использования велосипеда в сугубо утилитарных целях у нас слишком холодный климат.

Чуть больше 15 % опрошенных высказали свои доводы: «Не хочу», «Нет времени, на автобусе быстрее», «Для этого есть автомобиль», «Я устаю на работе, нет сил ехать обратно» и даже «У нас пешеходы злые!». Таким образом, если бы в городе добра и благополучия всё же появилась полноценная инфраструктура, количество белгородцев на велосипедах существенно бы увеличилось. И, возможно, пешеходы стали бы чуть добрее.

Спросили мы белгородцев и о том, что могло бы мотивировать их использовать велосипед как транспорт, если бы в Белгороде появилась бы нормальная велоинфраструктура. Каждый третий опрошенный (34 %) предпочёл бы материальное поощрение со стороны работодателя или учебного заведения. Идея не такая уж и странная, учитывая, что в некоторых корпорациях тем, кто приезжает на работу на велосипеде, дают небольшую прибавку к жалованию. Ведь сотрудник, ведущий здоровый образ жизни, гораздо реже берёт больничный, чем экономит деньги работодателя.

Ровно по 28 % набрали ещё три варианта ответа о мотивации: «Лояльное отношение руководства», «Общественное одобрение» и «Мой личный вклад в улучшение экологии». Ещё 12 % респондентов предложили свои варианты ответов, среди которых был и такой: «Отличная оценка по физкультуре». Выходит, что кроме велосипедной инфраструктуры не так уж и много нужно велосипедистам для полного счастья.

Инфографика Любови Турбиной

Как мы считали?

Подготовить и провести исследование нам помогли социологи из НИУ «БелГУ». Ассистент кафедры социальных технологий Диана Давтян добровольно составила для нас выборку. Если упростить, то выборка – это уменьшенная «калька» всех жителей города, которая учитывает как количество, так и половозрастную структуру населения. Дианна помогла нам составить компактные анкеты, которые использовались во время опросов.

Анкет было всего 300. Опросить такое количество белгородцев своими силами нам бы вряд ли удалось, поэтому мы очень благодарны студентам института управления НИУ «БелГУ» Анастасии Павловой, Алине Карапузовой и Ангелине Зубенко, которые в течение нескольких дней узнавали мнение белгородцев в разных частях города.

Обработав полученные ответы, мы пришли к выводам, которые изложены выше.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×