Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 апреля 2015, 12:42
 Елена Байтингер 4206

Мотоистории Марины Миндолиной

Как девушка из Белгорода взялась возрождать российский мототуризм

Мотоистории Марины Миндолиной Марина Миндолина. Фото Аллы Григорьевой
  • Елена Байтингер
  • Статья

В ожидании нового мотосезона «ОнОнас» поговорил с Мариной Миндолиной – председателем комитета женского мототуризма Мотоциклетной федерации России.

«Я всегда знала, что путешествовать буду сама, но никогда не думала, что именно так», – начинает разговор Марина.

На встречу в кафе она пришла пешком, заказала компот из сухофруктов («С детства обожаю!») и отказалась от выпечки («А как же диета?!»). Два часа беседы – два часа живых эмоций и невероятных историй, полных приключений.

«Это была любовь с первого взгляда. Единожды побывав пассажиром мотоцикла, я тут же решила, что буду водителем. Хотя водитель из меня был ещё тот, – смеясь, вспоминает Марина. – Я не имела представления о том, как держать равновесие. Шла сдавать на права, не умея даже водить велосипед. В общем, ДОСААФу досталось. С третьего раза сдала».

К определению «байкер» Миндолина относится с иронией – говорит, оно морально устарело: так в послевоенной Америке называли мотоциклистов, не друживших с законом. В России, по её словам, совсем другие реалии: наши байкеры законопослушны и патриотично настроены.

Спорт как путешествие

На мотоцикле Миндолина объехала полстраны и посетила много разных государств. Сегодня она возглавляет комиссию женского мототуризма при Мотоциклетной федерации России.

Мототуризм как вид спорта приобрёл самостоятельный статус недавно. Появившись в конце 1930-х годов, он долгое время существовал на уровне секций и клубов и стал невероятно популярным в 80-е. В 90-е фактически перестал существовать как спортивная дисциплина и начал возрождаться буквально четыре года назад:

«Полноценным видом спорта его признали в 2011 году стараниями моих хороших знакомых из мотоклуба «Ночные волки» (Москва). Они писали петиции, собирали исторические справки на тему мототуризма и доказывали, что он имеет право находиться в федеральной спортивной структуре», – рассказывает Марина.

Так при Мотоциклетной федерации России появилась Федерация мототуризма.

«Мототуризм привлекает тем, что похож больше на путешествие, чем на спорт. Моя задача – собирать вокруг себя мотоциклисток и проводить хотя бы один ежегодный женский мотопробег», – делится планами Миндолина.

Марина Миндолина.
Марина Миндолина.
Фото Аллы Григорьевой

По пути ижевских женщин

Первый в истории Советской России женский мотопробег в 1936 году совершили жёны инженерных работников и сами сотрудницы Ижевского мотоциклетного завода. Они проделали путь из Ижевска в Москву через Казань, Горький и Владимир, чтобы продемонстрировать миру своё детище – мотоцикл Иж – и его готовность к серийному производству.

«Отважные жительницы Ижевска, жёны и матери, сели на мотоциклы, чтобы доказать – мотозавод не зря работает. В Москве их приняли на самом высшем уровне – маршал Тухаческий, например, их встречал. Признали, что мотоцикл действительно хороший, раз женщины смогли им управлять и проделать такой большой путь. Надо понимать, что для 1936 года (при том уровне инфраструктуры и с теми дорогами) это чудовищное расстояние», – поясняет Марина.

В 2013 году она взялась повторить маршрут комсомолок, только в обратном направлении: колонна мотоциклисток под её управлением стартовала в Москве и добралась до Ижевска за пять дней, преодолев в общей сложности 1 300 км. Это моторалли и положило начало официальным спортивным мероприятиям российского женского мототуризма. Интересно, что участниц пробега-2013, как и их предшественниц 77 лет назад, тоже приняли с почётом:

«Нас с девчонками лично встретил министр спорта Удмуртии – очень душевный человек. Встретил, будто мы правительственная делегация. Было очень приятно, что наш спорт признали на таком высоком уровне».

Духовное путешествие

В прошлом году Миндолина организовала второй мотопробег, который не был приурочен к какой-либо дате или событию и стал для участниц, скорее, духовным путешествием. Вчетвером (компанию Марине составили мотоциклистки из Старого Оскола, Москвы и Московской области) девушки отправились в Карелию, посетили знаменитые Соловки и Кижи:

«Карелия – прекрасный северный край, где краски ярче, а деревья выше. Потрясающие запахи, ягоды… Сосновый лес, который у нас больше напоминает посадку, в Карелии другой: ты сошёл немножко с дороги и понимаешь, что попал в чащу».

В поездке не задалось с погодой: в начале июля постоянно шёл дождь, а температура воздуха была около 6–7 градусов. Прояснилось лишь в конечной точке пути – Петрозаводске.

«Было достаточно тяжело проходить этот маршрут, но зато он нам запомнился, потому что столько эмоций, когда борешься с этой стихией… Когда вроде бы в неподходящее время преодолеваешь километры, чувствуешь себя немножко героем, Дон Кихотом каким-то», – улыбается мотоциклистка.

Туристический маршрут Марина выстраивает чётко по дням и один оставляет про запас на случай непредвиденных обстоятельств. В той поездке он как раз пригодился: посреди карельского леса у одной из участниц пробега дважды ломался мотоцикл. Но Марина говорит, что беспомощными девушки себя не чувствовали. В первый раз помогли жители ближайшей деревни: увезли сломанную технику и подыскали мастерскую в соседнем городе, второй раз – байкеры из местного мотоклуба, чьи контакты девушки разыскали в Интернете.

«Звоним, говорим: привет, мы тут на водопаде застряли, «Харлей» не заводится, можете нас забрать? Ребята попались хорошие, серьёзные: у них был свой мотоэвакуатор – автобус небольшой. Приехали, забрали нас, сопроводили до Петрозаводска, помогли заселиться в гостиницу, да ещё и экскурсию провели. А потом договорились о скидке на «комету», которая возит туристов на Кижи: у неё почему-то оказался космический ценник», – рассказывает Марина и явно снова удивляется своей же лесной истории.

Одиночное катание

В этом году мотопробег будет посвящён 70-летию Победы. Миндолина уже к нему готовится, но признаётся, что больше всего ей нравится путешествовать в одиночку:

«Нет, я не боюсь ездить одна. В действительности отдыхаю в такие моменты. Я человек очень ответственный, мне тяжело всегда даются поездки, которые я организовываю, потому что я отвечаю за людей и не чувствую себя отдохнувшей, нахожусь в напряжении. Когда еду одна, чувствую себя окрылённой. Голова свободна от всяких мыслей».

Марина говорит, что это правильно и с точки зрения безопасности: нельзя за рулём производить какие-то мыслительные процессы, что-то планировать и вычислять – отвлекает от дороги.

Ещё в самом начале своей мотожизни Миндолина сама отправилась в Москву, чтобы оттуда уже с колонной других мотоциклистов поехать в Калининград на байкшоу «Ночных волков». По дороге попала в аварию.

«Это было моё первое серьёзное падение, – рассказывает она. – Разбила мотоцикл, разбила колени. С медицинской точки зрения, возможно, травмы не страшные, но тогда я сильно испугалась».

Но до центра «Ночных волков» всё-таки добралась.

«Приехала туда, а ребята мне говорят: ой, мама дорогая, откуда ж ты такая? Штанина вся в крови, мотоцикл побитый. «Я на Калининград еду!» – отвечаю. Они мне первую помощь оказали, ногу перемотали, мотоцикл подшаманили, и на следующий день я со всей колонной всё-таки тронулась в Калининград. Там меня сразу приняли как дочь полка, потому что ну ничего себе: ходить не может, хромает, а ехать – едет!» – со смехом вспоминает Миндолина.

Марина Миндолина.
Марина Миндолина.
Фото Аллы Григорьевой

Упорство, с которым Марина добиралась до своей цели, «Ночные волки» явно оценили: признали её мисс байкшоу, подарили розовый шлем и кучу других призов.

«Это была удивительная победа для человека, который в принципе никогда не любил спорт и не участвовал ни в каких соревнованиях. Всё время казалось, что этого не может со мной быть, что я этого не заслуживаю. Хотя сначала я немножко обиделась – что я, как дурочка, буду в розовом шлеме? А потом поняла, что водители обращают внимание, что за рулем девушка, боятся и уступают дорогу. Так что розовый шлем – не так уж и плохо. Долгое время в нём ездила, а потом, когда появился мотоцикл, который у меня сейчас, я его покрасила в другой цвет», – говорит она.

Страх аварий Марина с тех пор если и не переборола, то научилась с ним справляться:

«Тут важно выдержать характер. Когда падаешь – больно, страшно, и есть люди, которые больше просто не садятся на мотоциклы. Но если ты переборол этот страх, снова сел и поехал, то он оборачивается такой любовью к мотоциклам, которую даже не с чем сравнить. Это что-то такое, что остается навсегда. Сейчас, когда происходят неприятные аварийные ситуации, я просто знаю, что нужно делать. Сейчас я уже не так боюсь».

Лучшие друзья девушки

Сегодня у Миндолиной два мотоцикла. Honda Shadow VT 1100, выпускавшийся для американского рынка и схожий по комплектации с Harley-Davidson Fat Boy, у неё с 2009 года.

«Японцы устранили все болячки, которыми болеют «Харлеи», и сделали идеальный с точки зрения транспортного средства мотоцикл. Не могу придумать себе мотоцикл лучше. Обычно люди дорастают до какого-то уровня и потом выбирают другой мотоцикл – с кубатурой побольше или иного класса, а я вот не могу его никак перерасти. Мы с ним очень близки, он какой-то мне родной», – говорит Марина.

Второй мотоцикл – Harley-Davidson XLH 1200 Sportster – девушка купила к собственной свадьбе, поддавшись импульсу («Хочу такой с голубым цветочком!»). Именно на нём Марина ездила в Ижевск. Сегодня она готовит его к продаже и уже мечтает о другом: после поездки на Балканы и в Гималаи девушка влюбилась в горы, и теперь грезит мотоциклом, на котором можно рассекать по горному серпантину.

«На чоппере поворот серпантина – это очень опасный маневр, особенно когда он больше 360 градусов. Ты закладываешь поворот мотоцикла, ведёшь-ведёшь, а кольцо идёт и не заканчивается. Спираль фактически. А потом – раз! – и в другую сторону, и тебе нужно мотоцикл переложить на другую руку, в другую сторону его наклонить, не побоятся, потому что иначе обрыв. С одной стороны, это страшно, с другой – вызывает мурашки», – восторженно сообщает Марина.

Слышишь такое и не веришь, что перед тем как сесть на первый мотоцикл, девушка не умела водить велосипед. Удивляя всех вокруг, сама Марина ничего необычного в своём увлечении не видит. Сетует только на нехватку времени на путешествия и переживает за родителей, которые до сих пор не понимают выбора дочери.

«То есть они меня поддерживают, потому что любят, но не понимают и очень надеются, что это закончится. Они думают, это прекратится с рождением ребёнка, как будто это лекарство от твоих увлечений, от самого себя. Я так не думаю. Думаю, что это никуда не денется. Если думать, что нужно что-то оставить ради ребёнка, то потом это скажется на нём же. Зачем же так себя ограничивать?»


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×