Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 апреля 2015, 16:42
 Евгений Филиппов 3712

Мне сверху видно всё

«Белгородские известия» рассказывают о механике Александре Федотове, который на самодельном аэрошюте летает над Белгородским районом, высматривая очаги пожара

Мне сверху видно всё Александр Федотов. Фото Вадима Заблоцкого
  • Евгений Филиппов
  • Статья

«Если вдруг беда какая, Федотов с высоты её заметит и нам сообщит. А мы приедем и потушим», – доволен помощью малой авиации Дмитрий Карпов, начальник добровольной пожарной команды колхоза имени Василия Горина.

«Жигули» с педалями

Село Орловка, что в Белгородском районе, встретило нас порывистым ветром, ярко-зелёными полями озимых и катящим по лужам одиноким велосипедистом.

– Как проехать к механику Федотову? – обратился я к велосипедисту.

– Это туда, – мужчина ткнул пальцем под пригорок. – Там гараж большой.

Выглядел он обыкновенно: чёрная куртка из кожзама, сумка через плечо, вязаная шапочка по погоде. А вот на руле его складного велосипеда примостилась приборная панель от вазовской «шестёрки». Причём со всеми присущими ей приборами. А чуть ниже, ну прямо как в настоящем автомобиле, притянутый изолентой, позвякивал ключами замок зажигания.

– Это как же ваш аппарат называется? – сдерживая улыбку, спросил я.

– Вадик меня зовут, – неожиданно ответил велосипедист. – И не аппарат это, а «жигули»!

Вадик повернул в замке зажигания ключ с брелоком сигнализации, надавил на педали и покатил на «жигулях» по своим делам.

А я покатил к Александру Федотову, владельцу мастерской по ремонту дизельной топливной аппаратуры и увлечённому небом человеку. Тем более что велосипедист Вадик указал направление.

Так аэрошют Федотова выглядит на земле.
Так аэрошют Федотова выглядит на земле.
Фото Вадима Заблоцкого

Заработал репутацию

Вымощенный серой плиткой двор Федотова окружён гаражными боксами, мастерскими, навесами и пристройками. И всё это сделано с умом.

Разговаривали мы в пропахшей соляркой мастерской. Запах профессиональный – Александр Иванович живёт тем, что ремонтирует топливные насосы высокого давления (ТНВД).

«Я уже несколько лет бьюсь, чтобы мне продали или, на крайний случай, сдали в аренду пять соток земли на краю села, – рассказывает Александр Федотов. – Мастерскую хочу построить. Так нет. То африканская чума станет на пути моих планов, мол, клиенты мои со всех уголков области завезут на колёсах вирус этой болезни, то якобы подъездных путей к участку нет. В общем, пока тружусь на дому».

Александру Федотову 58 лет. После окончания Новооскольского сельскохозяйственного техникума работал в колхозе. На тракторе ездил.

«Как-то колхозный топливщик захандрил, – вспоминает Федотов, – и руководство попросило меня заменить заболевшего спеца. На недельку, мол, всего. Так эта неделька и растянулась на десять лет работы в топливном цехе».

Федотову пришлось самому постигать азы новой профессии.

«Выискивал нужные книги и на практике осваивал тонкости ремонта сложных дизельных механизмов», – говорит Александр Иванович.

Сейчас к мастеру Федотову за помощью обращаются не только главы фермерских хозяйств, но и крупные агропромышленные холдинги.

«А начинал я в 1996-м. Колхоз, в котором работал, распался. Вот и ушёл на вольные хлеба. Благо, знания и умения при себе, – вспоминает Федотов. – Тяжело поначалу было. Ни инструментов, ни оборудования. Правда, повезло. В соседнем колхозе разжился двумя списанными стендами для проверки ТНВД и собрал из них один – рабочий. Потом верстак сделал, инструмент, опять же, своими руками смастерил, и пошли заказы».

Днями и ночами, по воспоминаниям Александра Ивановича, не вылезал он из холодного, отапливаемого только газовой горелкой гаража. Деньги и репутацию зарабатывал.

Теперь у Федотова небольшая, но хорошо оборудованная мастерская. Инструмента много, разного. Токарный станок и, самое главное, относительно новый стенд для проверки и регулировки ТНВД.

– Я его в 2006-м купил, – говорит Федотов. – В полмиллиона рублей мне обошёлся.

– Дорогое оборудование, – сказал я.

– Так я и деньги тогда получал большие, – ответил Федотов. – Заказов было – голову поднять некогда.

– А сейчас?

– Похуже. Кризис, видимо, даёт о себе знать, – посетовал Александр Иванович.

Аэрошют, собранный Федотовым, в небе.
Аэрошют, собранный Федотовым, в небе.
Фото из личного архива Александра Федотова

Душа в небе

Работа механиком приносит Федотову деньги, а вот душа его – в небе.

«Я с детства мечтал летать, – рассказывает Федотов, выкатывая из-под навеса металлическую конструкцию на трёх колёсах, с пропеллером. – А два года назад друг посоветовал купить аэрошют».

Трёхколёсная конструкция похожа на мотодельтаплан, только вместо жёсткого крыла у неё парашют. Покупка вот этого парашюта за 30 тыс. рублей и стала первой ступенькой механика Федотова на пути в небо. А уж к парашюту сам Бог велел добавить раму с мотором.

«Нашёл я объявление о продаже за 185 тыс. рублей рамы и поехал в Ступино Московской области покупать мечту детства,– продолжает Александр Федотов. – Еду, помню, и мечтаю, как увижу чайку белую, красавца своего долгожданного. Приехал на подмосковный аэродром ДОСААФ и аж руки опустились. Стоит сие чудо, из водопроводных труб похабно сваренное. Делать нечего, 700 км всё же отмахал. Купил, а оно в мою «Газель» не помещается. Попилил я аппарат этот на части, сложил металлолом в грузовик и в родное село.

Неделю Федотов не разгружал из кузова покупку. Душа, говорит, не лежала.

«Потом стал я его переделывать. Оставил только колёса и мотор. А перед этим сам изготовил все необходимые инструменты и оборудование. Вещь ведь специфическая».

Летает теперь федотовский аэрошют над Белгородским районом со скоростью 60 км в час. А помогает ему в этом двигатель в 50 л. с. от снегохода «Буран».

– И на сколько хватает бака горючего? – поинтересовался я.

– 20 литров 92-го бензина на полтора часа полёта, – ответил Федотов. – Я, кстати, совмещаю приятное с полезным. Видели по телевизору, какая беда в Хакассии? Не дай Бог, у нас такие пожары случатся. Поэтому я облетаю поля и лесополосы, смотрю, как бы возгорания не было. А если замечу, так сразу сообщу в добровольную пожарную команду.

Дмитрий Карпов, начальник добровольной пожарной команды колхоза имени Василия Горина, доволен помощью малой авиации Федотова:

– В нашей команде семь человек и три пожарные машины. Но дежурим-то мы на земле, а так симбиоз получился. Александр Иванович, если вдруг беда какая, с высоты её заметит и нам сообщит. А мы не заставим себя ждать. Приедем и потушим. Теперь мы готовы встретить огонь во всеоружии.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×