• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
20 марта 2015 г. 13:24:30

«ОнОнас» разбирался, можно ли выбить из Белгорода пробки

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Дорога из золотого кирпича
Фото Михаила Малыхина

Представляя себе город, в котором будут жить потомки, художники-футуристы обязательно изображают необычный транспорт: в начале XX века надежды возлагали на дирижабли, в 1960-е – на летающие тарелки… Очевидно, удобная схема передвижения кажется всем признаком далёкого будущего. Давайте посмотрим, будет ли в Белгороде меньше пробок, и если да, то когда.

Не простое украшенье

Яркий признак белгородских дорог – кольцевые пересечения. Они позволяют объединить несколько дорог в удобный транспортный узел и ещё впихнуть туда на радость окружающим клумбу, скульптуру, а то и всё сразу. Однако многие горожане предлагают этот узел разрубить.

«Достали уже эти нерегулируемые перекрёстки с кольцами! Губкина – Щорса, Чичерина – Сумская, кольцо перед «Спутником». Пропускная способность критически низкая. По утрам и вечерам там никто не едет, все только толпятся со всех сторон. Правильное решение приняли, убрав кольцо на Крейде, заменив его регулируемым перекрёстком. Когда же и эти крайне важные для города дорожные объекты станут эффективными?» – пишет пользователь в «Чёрном списке» на городском форуме.

Оказалось, что решать проблему будут уже в следующем году: на запрос редакции департамент городского хозяйства ответил, что реконструировать кольца будут в 2016 и 2017 годах. Проект заказало муниципальное управление капитального строительства, а выполнила рабочая группа кафедры организации и безопасности движения БГТУ им. В. Г. Шухова.

Размыкая круг

«Начать нужно с того, что кольца хороши с точки зрения безопасности – аварии на них обычно обходятся без тяжёлых последствий, – рассказывает доцент кафедры Алексей Боровской. – При большом диаметре обеспечивается хорошая пропускная способность пересечения».

Но раз есть заказ – нужно понять, какие кольца действительно портят городу жизнь. Для этого студенты и аспиранты замерили транспортные потоки и места движения пешеходов, собрали данные воедино и смоделировали, что получится, если убрать зебры, установить светофор или сделать двухуровневую развязку. Получилось интересно.

«Вот, например, на Щорса рассматривали четыре перекрёстка. Если изменить схему движения только на части из них, то от утренних и вечерних заторов мы не избавимся: зелёная волна на регулируемых пересечениях будет упираться в нерегулируемое кольцо. Так что тут либо всё, либо ничего», – комментирует Алексей Евгеньевич.

На Т-образном пересечении улиц Костюкова и Щорса трудно придумать что‑то эффективнее кольца: светофор резко останавливает потоки, идущие с Харьковской горы или на неё, притом что с Костюкова в это время может вообще никого не быть.

  • Пересечение улиц Щорса и Королёва.

  • Пересечение улиц Щорса и Королёва.

Кольцо возле школы олимпийского резерва (у деревянной церкви) станет лучше, даже если просто убрать нерегулируемые пешеходные потоки с улицы Щорса: обычно именно из‑за людей, которые переходят дорогу не группами, а цепочкой, машины не сразу въезжают на перекрёсток или стоят на кольце, скапливаясь в пробку. Если поставить в этом месте светофор, машины будут проезжать пачками, не собираясь в вереницу.

«Даже если волейбольную арену «Белогорье» решат строить на месте нынешней спортшколы, перекрёсток с адаптивной светофорной системой справится с дополнительной нагрузкой, – дополняет доцент. – А если ставить матчи на 19:30 или 20:00, пробок до самой ночи, про которые пишут комментаторы в Интернете, тем более не будет».

На пересечении Губкина и Щорса светофор действительно упрощает жизнь – но только если пешеходные переходы убрать подальше от перекрёстка. Идеальный вариант – пустить их поток в другом уровне.

«Чтобы полностью разрулить ситуацию, нужно делать подземный или надземный переход. Но знаете, сколько всего под землёй находится? Водопровод, газовые трубы, теплотрассы… Чтобы всё это переделать, нужно заплатить за план реконструкции, за работы, за дополнительные материалы…»

— А зачем вообще пешеходов гнать под землю? Город же для людей, а не для машин.

— Во‑первых, в машинах тоже едут люди. Во‑вторых, грамотно сделанный переход устроит бабушек, мам с колясками и инвалидов, а тем, кто быстро бежит, позволит не стоять на светофоре. Возле «Модного бульвара» на проспекте Ватутина поток пешеходов на зебре составляет утром 600 человек в час, а вечером – 1 000. Все эти люди подолгу стоят на тротуаре, потому что светофор пропускает машины. А так шли бы люди спокойно по подземному переходу в своём темпе.

  • Пересечение улиц Щорса и Губкина.

  • Пересечение улиц Щорса и Губкина.

Новый уровень движения

Если уж мы строим город будущего, нужно рассчитывать, что автомобилизация в Белгороде уже и так достаточно высокая (330 авто на 1 000 человек), а когда‑нибудь своя машина будет у каждого совершеннолетнего. И тут уже не обойтись без двухуровневых развязок, где потоки будут идти друг мимо друга.

«У кольца, где установлен памятник каменотёсу, очень неудачная геометрия. Если её просчитать правильно, учесть зоны видимости и скоростной режим, то можно после реконструкции оставить один уровень. Но напрашиваются два: Калинина – сверху, Студенческая – снизу», – поясняет доцент Боровской.

Назрели перемены и на пересечениях Сумская – Чичерина и Губкина – Магистральная. Оба кольца находятся на дорогах, позволяющих объехать загруженный центр города, но при этом сами создают пробки. Здесь ситуацию осложняют железнодорожные пути, которые находятся поблизости. Пока не придумают, как их пересекать, кольцевое движение остаётся более эффективным на этих участках, чем светофор.

  • Пересечение улиц Губкина и Магистральной.

  • Пересечение улиц Губкина и Магистральной.

Два уровня на кольце по пути в Дубовое – постройка, скорее, на перспективу: сейчас там хватит и светофора, чтобы разгрузить хотя бы поток, стоящий с улицы Ватутина. А выезд со стороны микрорайонов Пригородный и Улитка будет загружен, пока будет единственным способом попасть в город для тамошних жителей.

Кольцо, на котором стоит памятник честному гаишнику, тоже нужно реконструировать. В идеале на его месте нужно сделать прокол и вывести туннель аж к памятнику князю Владимиру. Тогда свободнее станет не только тем, кто пересекает проспект Ватутина по улице Губкина, но и транспорту на Королёва и Костюкова.

«Есть версия, что в генплане 1980-х годов были заложены площади под два уровня, – делится Алексей Евгеньевич. – Якобы проспект должен был уходить под землю возле кинотеатра «Русич» и выходить там, где сейчас пешеходный стеклянный мост, и поэтому у проспекта Ватутина получился участок с критическим подъёмом, по которому нельзя проложить маршрут общественного транспорта».

Поток, выходящий из тоннеля, загрузит улицу Победы внизу. Пока не понятно, как решать эту проблему, кольцо с честным гаишником нужно срочно превращать в перекрёсток, регулируемый светофором.

Восстание машин

«Все расчёты сделаны в трёх срезах: на случай если прирост автомобилизации до 2025 года будет минимальным (129,63 %), средним (161,96 %) или максимальным (194,3 %), – объясняет Боровской. – Это касается не только кольцевых пересечений: так же студенты, например, рассчитывали эффективность стрелки «Направо на красный».

Проблем для проектирования добавляют сложный белгородский рельеф, улицы, которые изначально были построены тесно, а также точечная застройка: в небольшой двор, куда раньше въезжали 30–40 машин, с появлением новостройки стремятся ещё столько же. Водители бросают авто на крайних полосах дорог, те в свою очередь затрудняют движение и мешают уборке улиц.

«Есть два кардинальных решения. Первое применили в Сингапуре: взвинтили цены на автомобили, их содержание и обслуживание. Для белгородцев этот вариант неприемлем: вот вчера я съездил на машине в Москву в командировку и вернулся назад, уже с вами говорю. А на поезде только приехал бы. Второй путь – японский: сделать систему общественного транспорта настолько отлаженной, чтобы вам было удобнее ехать на работу на автобусе или троллейбусе, чем за рулём».

У кафедры есть повод для ещё одного исследования: жители одного и того же двора ежедневно ездят одной дорогой в одну и ту же точку, и, если обнаружить центры максимального притяжения, можно предложить мэрии введение новых маршрутов или строительство дорог-дублёров.

— Получается, тем, кто не любит автобусы, можно было бы договориться и ездить вместе? И вместо четырёх машин на дорогу выезжала бы одна…

— Совершенно верно. Как видите, тут дело не в автомобилях, а в людях, в их стремлении общаться и договариваться. Вот вы знаете, кто ездит в сторону вашей редакции из вашего двора?..


для комментариев используется HyperComments