Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 июля 2014, 16:11
 Оксана Придворева 1737

За витриной Главпочтамта

В воскресенье – профессиональный праздник работников почтовой связи. Накануне этого дня корреспондент «Белгородских известий» решил изнутри взглянуть на работу одного из почтовых отделений

За витриной Главпочтамта Фото Оксаны Придворевой
  • Оксана Придворева
  • Статья

Каких только анекдотов не выдумывали остряки о Почте России. От шутливо-критичных («Почта России. Каждому клиенту – по очереди») до откровенно злых, где сотрудников почтамтов характеризуют как циничных, хамоватых и малообразованных, бюрократов. Больше всего достаётся операторам связи, обслуживающим клиентов. Дескать, нерасторопные, неотзывчивые, грубые. А они на такие шутки как будто и не обижаются. Работа у нас такая, говорят.

Пусть меня научат

Первый вопрос, который я задала заместителю начальника Белгородского почтамта Светлане Комаровой: обучают ли где-нибудь по специальности «оператор почтовой связи»?

«Набор на такую специальность есть в одном из московских техникумов, в санкт-петербургском колледже телекоммуникаций, – рассказала Светлана Николаевна. – Но всё же, как показывает опыт, лучше всего профессию можно постичь только на практике. Поэтому мы своих стажёров обучаем на месте. В течение месяца они наблюдают за работой операторов, учат правила обслуживания клиентского сервиса, вникают во все тонкости. После сдачи профессионального экзамена приступают к самостоятельной работе».

Мне повезло: во время моего визита оператор связи Татьяна Моисеева работала в паре со стажёром.

«Как и на любом предприятии, перед тем как приступить к работе, человек должен чётко понять, чем он занимается, – говорит Татьяна. – Со стороны кажется, что работа наша простая: марки на конверты наклеил, письма по полочкам разложил – и свободен. А на самом деле здесь очень много нюансов: работа с документами, материальными ценностями, приём различного рода платежей. И всё приходит с опытом. Девчонки учатся всему на практике».

Оператор почтовой связи Татьяна Моисеева.
Оператор почтовой связи Татьяна Моисеева.
Фото Оксаны Придворевой

Стажёр Ольга неразговорчива. На вопрос, почему решила пойти работать оператором на почту, отвечает: «К дому близко».

Отмечаю про себя, что об операторах почтовой связи говорят исключительно в женском роде. По словам Татьяны Моисеевой, на почтамтах мужчины работают водителями, инкассаторами или сопровождающими почты.

«Я за время своей работы видела только одного паренька – почтового оператора. Он в соседнем отделении посылки оформлял. Такую работу, наверное, редкий мужчина выдержит. Здесь нужно женское терпение», – рассуждает Татьяна.

В порядке очереди

В отделении почтовой связи на Соборной площади – жаркий полдень. За пару минут у окошка Татьяны скапливается очередь из десятка человек.

– Долго-то ждать ещё? – не больно вежливо спрашивает один из клиентов.

– Каждая операция занимает определённое время, – отвечает Татьяна.

В течение дня оператор связи производит множество различных операций – от наклеивания старых добрых почтовых марок на конверты до продажи авиа- и железнодорожных билетов и приёма миграционных уведомлений. Последняя процедура занимает много времени: клиенты заполняют несколько экземпляров бланков уведомлений, предоставляют необходимые документы. Задача оператора – проверить, все ли документы оформлены правильно. Без ошибок, естественно, не обходится.

«Самые красивые паспорта – американские, – рассказывает Татьяна, проверяя документы. – Хотя каких только у нас не бывает…»

Из-за стекла, отделяющего операторов от клиентов в зале почтамта, кажется, что очередь движется нескончаемым потоком. Каждый клиент приходит со своей просьбой: один оплачивает услуги сотового оператора, другой желает получить пенсию, кто-то выбирает поздравительную открытку, а кому-то понадобилось 30 одинаковых конвертов. Некоторые при этом забывают о вежливости.

– А мне бы газетку выписать, – просит кто-то Татьяну без очереди.

– Газету выписать можно. Подойдите в соседнее окно.

– Так там же очередь…– недоумевающе протягивает невидимый мне собеседник.

– У меня тоже очередь, а там быстрее будет, – устало отвечает Татьяна.

Оператор почтовой связи Ирина Ковалёва.
Оператор почтовой связи Ирина Ковалёва.
Фото Оксаны Придворевой

Пишите чаще!

«Ваш чек, ваш конверт. Пишите чаще!» – прощается с очередным клиентом оператор Ирина Ковалёва.
На белгородском почтамте Ирина Александровна проработала уже 32 года. Наблюдаешь за её манерой общения с клиентами, и кажется, что работа на почте – это её призвание.

«Работать я пришла без специального образования. Подружка рассказала, что есть вакансия. Я решила попробовать и осталась надолго, – рассказывает оператор со стажем. – О том, чтобы перейти на другую работу, не задумывалась никогда. Иногда, конечно, устаёшь, но терпение, выработавшееся с годами, не позволяет сорваться».

– Какие услуги, на Ваш взгляд, сейчас популярны? – спрашиваю я у Ковалёвой.

– Практически все. Писем много приносят.

– Письма ещё пишут? – удивляюсь.

– Чаще заказные, – поясняет Ирина Александровна. – Организации хотят быть уверенными, что их письмо доставлено в срок. Приносят иногда и частные письма, что ж тут такого…

Взгляд со стороны

Наблюдая за работой оператора почтовой связи, я сделала несколько выводов. Во-первых, такая профессия требует терпения, усидчивости и даже физической выносливости: центральное городское отделение почтовой связи работает с 8 часов утра до 10 вечера. Операторы обслуживают клиентов посменно, причём каждый из них за день осуществляет около 200 операций.

Во-вторых, специальность освоить можно только на практике. Образование, полученное по другой специальности, будет плюсом, но особой роли не сыграет.

В-третьих, тем, кто критикует работу операторов почтовой связи, нужно хотя бы раз оказаться «по ту сторону» и посмотреть на себя самих со стороны.

Прощаясь, Ирина с Татьяной в один голос говорят, что сегодняшний рабочий день проходит спокойно:

«В начале месяца клиентов почти нет. То, что Вы увидели сегодня, – это ещё не очередь. Вот когда все придут оплачивать квитанции за коммунальные платежи, тогда будет толпа, – и добавляют: – Нам бы очередь электронную установить, всем проще бы стало».



Справка. В состав Белгородского филиала ФГУП «Почта России» входит десять почтамтов. Услуги почтовой связи предоставляют 600 отделений почтовой связи, 483 из которых находятся в сельской местности. В почтовой сфере Белгородской области работает 3 856 человек, в том числе 397 операторов связи.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×