Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 ноября 2020,  18:13

Под ноги смотри. Чем в Белгороде примечательны крышки канализационных люков

Интересные образцы литейного дела на улицах города нашла корреспондент «Белгородских известий»

Под ноги смотри. Чем в Белгороде примечательны крышки канализационных люковФото: Наталия Козлова
  • Статья
  • Статья

На крышку канализационного люка лучше не наступать – это все знают с детства, а вот что их стоит рассматривать – мало кто. По крышкам можно узнать немало интересного и об истории страны, и о развитии люкового производства.

Крышки с полуострова

Люки есть повсюду: и на проспектах, и в старых дворах. Там, куда ещё не добрался типовой капремонт, и можно встретить интересные крышки колодцев.

Старый люк с надписью «Крым СМЗ» и парой выпуклых звёзд сделан по ГОСТ 3634–47 «Люки чугунные для смотровых колодцев». Стандарт действовал с 1947 по 1961 год. По нему на крышках люков должны быть отлиты знак завода-изготовителя, ГОСТ, по которому он отлит, и назначение-аббревиатура. Крышки городской канализации обозначались ГК, пожарный гидрант – ПГ, городской водопровод – ГВ и т.  д.

На некоторых крышках указывали и год выпуска люка, но на белгородских дату изготовления мы не нашли. Поэтому можно только предположить, что самые старые люки в Белгороде разменяли уже восьмой десяток.

Люди, сведущие в люковом производстве, уверяют: аббревиатура СМЗ – это Севастопольский морской завод, литейный цех которого в своё время работал в том числе и на коммунальные нужды.

 

Люк «Крым СМЗ» Люк «Крым СМЗ» / Фото: Наталия Козлова

 

Завод был основан в 1783 году. Выполнял работы по ремонту, модернизации и строительству кораблей и судов различного класса.

Вообще, сложилось так, что при массовом чугунолитейном производстве по всему СССР в Белгород часто поставляли люки именно с полуострова. Одни объясняют это хорошим железнодорожным сообщением, другие – плохой логистикой.

Крымский завод «Ударник» по тому же ГОСТу тоже обеспечивал Белгород люками. Заводов с «ударным» названием в Союзе было много, но эти люки, вероятно, делал тот, что располагался в Симферополе.

В своё время белгородские колодцы закрыли люки от Керченского труболитейного завода. Его производство моложе – Керченский труболитейный завод создан в 1961 году. Водопроводные трубы, люки, печное литьё из Керчи отправляли в 60 городов, и Белгород был одним из них.

 

Люк «Керчь» Люк «Керчь» / Фото: Наталия Козлова

Пауки в коллекцию

Коллекционирование канализационных люков – распространённое в мире хобби. Естественно, коллекционеры собирают фотографии люков, мало кто располагает площадями для живой коллекции, хотя есть и такие энтузиасты.

Коллекционеры общаются в тематических сообществах, выкладывают туда сотни фотографий. Если попадётся какая‑нибудь необычная надпись на люке – да ещё и на люке старинном, – это большая удача.

Начинающие собиратели таких фото особенно любят старые люки ГТС, они закрывают колодцы городской телефонной сети. Уж больно они оригинально выглядят: надпись «Телефон» и рисунок провода под напряжением. За этот специфический вид провода их и прозвали пауками. В Белгороде можно встретить типовые люки Министерства связи СССР, их выпускали ориентировочно с 1946 по 1953 год.

 

Люк ГТС Люк ГТС / Фото: Наталия Козлова

Сделано в СССР

Прямо у центрального рынка, если смотреть под ноги, можно наткнуться на люк из РСФСР. Регион в советские годы был частью Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Поэтому люк городского водоканала с маркировкой «Министерство жилищно-гражданского строительства РСФСР» – вполне ожидаемый привет из недавнего прошлого. Его сделали на Ржевском литейно-механическом заводе по ГОСТу 1947 года. Люки, к слову, завод выпускал недолго: как раз с 1947-го по 1950-е.

У завода интересная история. Он начал работать в 1875 году как писчебумажная фабрика. В войну был серьёзно разрушен. Его отстроили заново, но перепрофилировали под чугунное литьё. В 1950-е на заводе освоили выпуск башенных кранов. С тех пор и до наших дней это основная продукция предприятия, известного как Ржевский краностроительный завод.

 

Люк РСФСР Люк РСФСР / Фото: Наталия Козлова

Иностранцы

Крышка с надписью латиницей VDA – нередкое явление, но любопытное. Такие люки есть в районе ж/д вокзала, филармонии, промзоны. По стандарту отечественные люки маркировали родной кириллицей. Этот, видимо, иностранец.

Такие же есть в Ростове-на-Дону, Москве. И единого мнения насчёт их найти не удалось. Одни уверены, что люк из Литвы, поскольку видели такие же с указанием литовского стандарта LST EN 124 под надписью VDA. А вот сами литовцы предполагают, что люк вовсе не их производства, а, вероятно, немецкого и что VDA – это аббревиатура Verband der Automobilindustrie (Ассоциация автомобильной промышленности).

Наверняка известно, что есть на наших улицах хоть и соседские, но всё же заграничные люки. Их штамповал Барвенковский машиностроительный завод «Красный луч» в Харьковской области.

 

Люк VDA Люк VDA / Фото: Наталия Козлова

Чучковский чугунолитейный

География люков в Белгороде велика. Попадаются крышки с невзрачной аббревиатурой ЧЧЗ. Полное название завода-производителя настоящая скороговорка – Чучковский чугунолитейный. Завод находился в Рязанской области. Говорят, что ЧЧЗ штамповал люки до середины 1970-х, а потом заменил аббревиатуру на стильное клеймо в виде пламени.

Есть и другие версии по расшифровке названия, но Чучковский чугунолитейный – самая правдоподобная. Упоминания о селе Чучково встречаются с 1676 года. Им владели Голицыны и Меншиковы. В Чучково сохранилась старинная Троицкая церковь 1852 года, строительством которой руководил сам князь Меншиков. Сейчас её потихоньку реставрируют.

 

Люк ЧЧЗ Люк ЧЧЗ / Фото: Наталия Козлова

 

В одном из переулков в центре Белгорода лежит любопытный и по виду старый люк. На нём нет ни ГОСТа, ни года производства, ни обозначения, для каких нужд он служит. В центре ржавой крышки надпись НЧЛЗ. Исследователи крышек сошлись во мнении, что его произвели на «Н-ком чугунолитейном заводе» и завод этот был мощным. Такие же клейма находят на чугунных печных дверях, котелках.

Можно в наших краях наступить на люк из Новочеркасска Ростовской области. Выпускал их машиностроительный завод им. Никольского. Он вырос из слесарной мастерской, которую в 1887 году открыл немец Фаслер. Первые люки завода были с маркировкой «Чуг. Лит. заводъ Ф. Х. Фаслера г. Новочеркасскъ». После национализации завод получил имя профсоюзного лидера Никольского.

Ещё в Белгород поставляли люки из города Андреаполя Тверской области. Местный литейный завод специализировался на чугунных изделиях. Сам Андреаполь стоит всего в 20 км от истока Западной Двины. В XVIII веке этой землёй владел помещик Андрей Кушелев. Отсюда и пошло название Андреяно Поле. В 1806 году он открыл здесь один из первых курортов в империи – Андреапольские минеральные воды.

 

Как ни крути

Смотровой колодец – это крошечная видимая часть огромной подземной системы труб и прочих коммуникаций. Люки для канализации и водопровода с привычными крышками начали делать ещё в царской России. В Москве городскую канализацию запустили в 1898 году.

Говорят, у москвичей тогда же появилась загадка: «По дороге рубли валяются. Большие, завидные. Да вот захочешь поднять – пупок развяжется. А коли подымешь – вовек не расплатишься».

В большинстве своём люки круглые. Придумали это ради удобства. Крышки увесистые, тяжёлые, поднять их непросто, а уж перенести и подавно, зато откатить по силам почти всем. Да и круглая крышка, как ни крути, не провалится в колодец.

Наверняка на многих люках вы замечали дырки. Они нужны для того, чтобы крышку было удобнее поддеть ломом. Для тех же целей приваривают ушки и ручки.

Наталия Козлова

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×