Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 февраля 2019,  14:50

Билетов нет. Почему на ивнянской автостанции закрыли кассу

Жители посёлка не могут заранее купить билет до Белгорода и вынуждены ждать автобус на улице

Билетов нет. Почему на ивнянской автостанции закрыли кассуФото: Ирина Дудка
  • Статья

«Уволены кассиры, купить билет можно только у водителя автобуса непосредственно перед отправлением», – написала в редакцию «Белгородских известий» жительница Ивни. – Куда деваться пассажирам, где дожидаться следующего автобуса? Кто им сообщит, будет ли рейс или тоже отменится?»

Нет пассажиров

И мы поехали разбираться.

Позднее утро четверга, Ивня. Двери в здание автостанции открыты, но касса на замке. «Кассовый пункт закрыт, билеты в автобусе по приходе», – сообщает написанное от руки объявление. Я не сразу понимаю суть проблемы: какая разница, где билет покупать?

На автостанции пассажиров немного, в огромном ЛиАЗе занято всего два места. Рядом с автобусом несколько легковушек. Для местных таксистов каждый редкий прохожий – потенциальный клиент, поэтому они не перестают зазывать: «На Белгород, на Белгород!»

«Нет пассажиров. Кассу закрыли, потому что платить за аренду нечем. Здание частное, АТП снимало там помещение, а как такового автовокзала тут нет, – рассказывает водитель автобуса. – Предварительные билеты люди брали на воскресенье на 17:15, в это время бывает весь салон занят: уезжают студенты, те, кто в Белгороде работает».

По его словам, в остальные дни всё свободно. Теперь нет предварительной продажи, в остальном ничего не поменялось, расписание то же.

«Я нечасто езжу, но проблема не в том, чтобы уехать, а в другом: сначала кассу закрыли, значит, потом автовокзал закроют, – рассуждает молодая пассажирка автобуса. – Ну и ждать теперь приходится на улице».

Раньше касса начинала работать в 5:30, её сотрудники открывали двери здания, в холле которого было нечто вроде зала ожидания. Поскольку другие организации, расположенные здесь, работают с девяти, то ранние пассажиры теперь ждут на улице. А кто захочет мёрзнуть в ожидании автобуса, когда уехать с частником стоит столько же? Впрочем, и у частников пассажиров немного. Их в принципе мало.

«Проезд до Белгорода – 200 рублей с человека, если набирается полная машина. А если не набирается? Никто за 800 рублей в Белгород не поедет. Пассажиров мало, в лучшем случае у меня два рейса в день, – рассказывает таксист. – Если собирается много людей в воскресенье, АТП ставит дополнительный автобус. Если они начнут организовывать свою кассу, зал ожидания, к ним же сразу предписания пойдут – то и то надо, сами же знаете…»

А так не его территория – какие претензии?

 

Не имеем права

С понедельника по среду на Белгород отсюда 8 рейсов в день, с четверга по воскресенье – 10. Ещё 11 рейсов – по сёлам Ивнянского района. По большей части – пустые, зато строго по расписанию.

АТП расположено за километр от автостанции. На заснеженной территории два ЛиАЗа и отжившие свой век ржавые железяки, в боксе парочка пазиков. Замдиректора Вячеслав Прешпективых рассказал: кассу решили закрыть ещё три месяца назад – билетов продавали мало, а аренда, комуслуги и зарплата трёх кассиров ежемесячно вытягивали из скудного бюджета АТП 70 тыс. рублей.

«Мы перевозчики, наша задача в транспорте, а не в содержании автовокзалов, – говорит Прешпективых. – Пусть бы белгородский автовокзал забирал кассу, сделал бы филиал и продавал билеты, но не хотят: убыточно. Выручки нет, таксистов полно, нам ничего не остаётся. Сегодня на 7:20 пошёл пустой автобус, на 8:20 – четыре человека. Мы ведём учёт пассажиропотока – два последних года он уменьшается».

На вопрос, зачем предприятию большие автобусы, если полными они почти не бывают, он разводит руками и поясняет: автобусы не их собственность, их дала администрация – шесть на район:

«Какие дали, такими и пользуемся, аренду за них платим».

Перспективы АТП он связывает с решением районной администрации о дотациях и помещении. Если районные власти выделят дополнительные средства или найдут помещение – откроют кассы в Ивне.

Ивнянское АТП получает 5,5 млн рублей дотаций. Их не хватает, чтобы закрыть все убытки.

«По прошлому году убыток – 1,5 млн рублей, а работать надо, – говорит замдиректора. – Наша задача – предоставить исправный тёплый транспорт и довезти до места. Даже если нет пассажиров – всё равно едем. Как людям добраться? Нам же дотации дают – мы не имеем права не поехать».

 

Иначе штраф

В районную администрацию я захожу не как журналист, а как житель Ивни. Добродушный вахтёр замечает, что я уже не первая, кто по этому вопросу приходит. За транспортное обслуживание населения отвечает отдел ЖКХ. 

— Перевозки по району осуществляет наше единственное автотранспортное предприятие. Оно работает только за счёт продажи билетов, часть оплаты дотирует местный бюджет, – говорит начальник отдела Андрей Исаков. – Собственник здания, в котором был кассовый пункт, повышал аренду. Организация работает в убыток. На содержание кассового пункта в год уходило 2 млн рублей. Сейчас решается вопрос о размещении кассового зала в здании бывшего военкомата. Месяца два-три будет так, как есть.

— Почему издержки решили сокращать за счёт кассового зала, а не за счёт оптимизации рейсов и замены автобусов на меньшие?

— Эти автобусы были куплены по программе, благодаря которой администрация заплатила за них не всю сумму, а только треть. И в программе были только такие автобусы, тем более они на газе. Я понимаю, что невыгодно, но по‑другому пока никак нельзя. Меньшие автобусы мы не можем купить, у нас на это деньги не заложены в бюджете. Да и не обязаны покупать частной организации, чтобы она зарабатывала деньги. Мы им дали их в аренду.

— Получается, частная организация работает в убыток, но продолжает арендовать у вас большие автобусы. Почему они не могут сами заменить их на маленькие?

— Как они заменят, если их нет? Эти же ездят и по сёлам, и тоже пустые. Мы уже подсократили маршруты, потому что в определённое время там вообще никто не ездит, а по графику автобус обязан выйти, иначе штраф. В бюджет закладываются средства на погашение убытков предприятия, но бюджет не резиновый, убытки могут расти.

— Почему администрация не может выделить помещение для автостанции?

— Его тоже нет. Здание военкомата не наша собственность, нам предстоит договориться, выкупить его или в аренду взять. Варианты есть, и надежда есть, всё будет, но только время нужно.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×