Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 сентября 2015, 13:10
 Елена Кривцова, главный хранитель фондов Государственного архива Белгородской области 4987

Белгородский шедевр Бекетова

100 лет назад академик архитектуры Алексей Бекетов построил для епархиального женского училища в Белгороде красивейшее здание, от которого не осталось ни камня, ни фотографии

Белгородский шедевр Бекетова Предположительно на фото Белгородское епархиальное училище в 1916 году
  • Елена Кривцова, главный хранитель фондов Государственного архива Белгородской области
  • Статья

В сентябре 1915 года в Белгороде на улице Нижненикольской (современная улица Пугачёва, район консервного комбината) открыли новое здание епархиального женского училища. Судьба его оказалось короткой и печальной.

Кроме того, не сохранилось ни одной дореволюционной почтовой открытки или официальной фотографии с его изображением. Но архивы Санкт-Петербурга, Курска и Харькова позволяют восстановить историю его создания, представить его внешнее и внутреннее оформление, наглядно увидеть планировку.

Школа домашних наставниц

Епархиальные женские училища до Октябрьской революции – учебные заведения духовного ведомства, в которых дочери священнослужителей получали среднее общее образование. Их выпускницам выдавался аттестат домашней наставницы или домашней учительницы. Обязательными для изучения считались закон Божий, священная история, пространный катехизис, объяснение богослужения, всеобщая и русская история церкви. Кроме того, преподавались русский язык, русская словесность, арифметика, география, начальные элементы физики, церковное пение и другие предметы. Создавали училища по инициативе духовенства епархии или архиерея и финансировались из епархиальных средств.

В начале XX века на территории Курской епархии существовало лишь одно епархиальное женское училище – в Курске, где обучалось до 400 воспитанниц. При его ревизии в 1906 году, было указано, что «контингент учащихся… является чрезмерно переполненным и требует разряжения». Кроме того, из-за удаленности юго-восточных уездов епархии от Курска священнослужители вынуждены были отдавать дочерей, часто против своей воли, в ближайшие к месту жительства гимназии и прогимназии или же в Харьковское епархиальное училище. А потребность в подобном учебном заведении в Белгороде была огромная: город был средоточием множества церквей, женских и мужских монастырей.

19 февраля 1907 года собрание белгородского духовенства в Свято-Троицком монастыре обратилось к съезду духовенства епархии с ходатайством «о скорейшем открытии епархиального училища в гор. Белгороде количеством на 250 воспитанниц (с интернатом и всего необходимого для него)». Этот документ подписали 23 белгородских священника.

Учебное заведение решили разместить в здании бывшего Белгородского духовного училища на улице Нижненикольской. На тот момент в нём находилась Иосафо-Порфирьевская богадельня. Инициаторы начинания «преимущества и выгоды» увидели в том, что здесь была возможность устроить сад, поскольку «место это, правда, невысокое, но и не низкое до болотистости». Вероятно, это было важно, поскольку тогда:

«Белгород представлялся пустыней жаждущей. Весь он построен на сыпучих, чисто Сахарских, песках. Они в корне убивают растительность или делают её крайне капризной и худосочной».

В центре усадьбы стояла каменная церковь Николая Чудотворца, рядом каменный двухэтажный дом длиной 35 м и шириной 17 м, территория была обнесена оградой.

После ремонта 9 января 1908 года училище открыли, а 13 июня 1910 года оно уже выпустило 26 первых воспитанниц.

Тем не менее было понятно, что здание начала XIX века разрушается и не соответствует своему назначению. На его месте решили построить новое. В смету закладывались средства самого училища (134 тыс. рублей) и ассигнования епархии (16 тыс.). Фактически же обошлось строительство в 205 тыс. 580 рублей.

В марте 1912 года совет Белгородского епархиального женского училища и строительный комитет заключили договор о проектировании и строительстве с харьковским архитектором, академиком Алексеем Бекетовым (1862–1941).

Портрет Алексея Бекетова, сделанный в харьковской фотомастерской.
Портрет Алексея Бекетова, сделанный в харьковской фотомастерской.
Фото с сайта http://photo.i.ua

Академический подход

Великий зодчий, реконструировавший в конце XIX века Харьков, уже имел опыт возведения подобных учебных заведений: в 1901–1908 годах в Лубнах (Полтавская область) им было запроектировано и выстроено женское епархиальное училище.

В харьковском Центральном государственном научно-техническом архиве Украины сохранились документы, касающиеся строительства Белгородского епархиального училища. Среди них рукопись договора, чертежи поэтажных планов училища, переписка архитектора с советом училища со строительным комитетом, руководством Курской епархии, организациями-подрядчиками.

По условиям договора Алексей Николаевич строил само здание и основные его коммуникации: отопление, водопровод, канализацию, вентиляцию, противопожарное оборудование. Не реже чем раз в три недели архитектор приезжал в Белгород, чтобы проконтролировать работы.

Один из двух вариантов эскизного проекта здания Алексей Бекетов лично представил в синод. В пояснительной записке к проекту указывалось:

«Здание проектировано в два этажа на высоком цокольном этаже, окна которого находятся от уровня тротуара на 8 вершков (1 вершок – 4,445 см – прим. ред.). В 1-м этаже размещено восемь учебных классов с рекреационными залами (в виде широких коридоров), учительская, библиотека, физический кабинет и классы рукоделия».

Там же была небольшая квартира начальницы. Классы предполагались для 35–40 человек.

Техническо-строительный комитет синода нашёл, что классам и помещениям для спален «приданы размеры недостаточные», «в спальнях же на каждую кровать требуется не менее 1.50 куб. саж.» (1 сажень – 2,134 м – прим. ред.).

Также высказывались замечания по поводу «отсутствия квасоварной и хлебопекарной печей и очень незначительного размера квартиры начальницы» и по проекту систем отопления и вентиляции. Комитет утвердил проект «с ныне представленными его изменениями, составленными в техническом отношении правильными», и принял к исполнению с исправлениями.

Интересно, что домовая церковь в училище запроектирована не была. Позже «Курский календарь» сообщал:

«Воспитанницы Белгородского епархиального женского училища в воскресные и праздничные дни присутствовали на всенощном бдении и литургии в Николаевской (училищной) церкви, которые совершал инспектор классов священник В. Лимаров».

Кроме этого, воспитанницы нередко ходили к ранней литургии в Свято-Троицкий монастырь, где находились мощи святителя Иоасафа.

Фото учениц Белгородского епархиального училища. Капитолина Чеканова – в первом ряду четвёртая слева.
Фото учениц Белгородского епархиального училища. Капитолина Чеканова – в первом ряду четвёртая слева.
Фото из семейного архива Чекановых

Шедевр – за год

Началась стройка осенью 1913 года, а в декабре 1914-го здание уже приняли на баланс Курской епархии. С сентября 1915 года в нём начались учебные занятия.

Здание, построенное ударными темпами, прекрасно вписалось в окружающую архитектуру города. И при всей своей классической «незаметности», безусловно, представляло собой высокий образец архитектуры.

Так, на шатровой крыше училища располагались два ряда слуховых окон, фасад украшала «живопись иконы». Подрамник для неё, как и сама икона, были выполнен в Иконостасном заведении Новосельского в городе Лебедине Харьковской губернии из «доски толщиной 1 1/8 вершка, двух листов цинка весом 3 пуда…стоимость живописных работ составила 157 рублей 50 копеек».

Для парадной лестницы и вестибюля училища были «подготовлены и уложены добавочные мозаичные ступени». В подвале старого основания здания была разобрана русская печь, новую «с изразцовой плиткой» возвели в цокольном этаже, «причём в два раза больше».

Сто стихий

Новая революционная власть уже в декабре 1917 года конфисковала у церкви всё имущество. На деле конфискация вылилась в грабежи. Годы гражданской войны, политическая нестабильность – всё это привело к разрушению и уничтожению как училища, так и его здания. В 1924 году Белгородский уездный исполком сообщал, что епархиальное училище пострадало «от польских легионеров: попорчено электричество, особенно пострадала библиотека… при нашествии белых пострадал школьный инвентарь, было увезено постельное белье». Из физического кабинета забрали все приборы, имеющие практическое значение: термометры, барометры, весы, насосы, посуда и многое другое. Протоиерей Успенско-Михайловской церкви отец Михаил свидетельствовал, что имущество епархиального училища почти всё расхищено, здание опустошено.

В этом же году случился пожар. Сгоревшую часть здания разобрали, кирпич передали коммунальному хозяйству. После восстановления в нём расположился железнодорожный клуб с театром. Николаевский храм уничтожили в 1930-е годы.

Практически все здания Белгорода во время Великой Отечественной войны сильно пострадали. Фотографии 1943 года запечатлели ужасающую картину руин и развалин. Вероятно, здание епархиального училища постигла та же участь.

Надежда на открытие

Недавно в Интернете разместили фотографию, датированную 1916 годом. Этот снимок сохранился в семейном архиве потомков священников Шафрановых, одна из представительниц которых была выпускницей Белгородского епархиального училища. По утверждению обладателей фото, это и есть утраченное здание.

По манере, стилю, архитектурным чертам, ему присущим, здание действительно походит на архитектуру Бекетова. Исследователям же ещё предстоит установить истинную его принадлежность.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×