• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
9 июня 2015 г. 17:47:57

В Пушкинской библиотеке-музее в Белгороде открылась персональная выставка заслуженного художника России

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Энциклопедия русской культуры Геннадия Кудрявцева
Пушкину Кудрявцев посвятил несколько страниц своей книги. Фото Владимира Юрченко

Много лет назад Геннадий Кудрявцев задумал масштабную работу – рукописную книгу, посвящённую русской культуре. Осознавая необъятность темы, автор говорит: «Сколько буду жить, столько буду её создавать». Сегодня у художника готово около 200 рукописных листов, часть которых, посвящённая русской литературе, составила основу экспозиции «Помня своё Отечество».

Глава регионального Союза писателей России Владимир Молчанов на вернисаже вспомнит случай: его внучка просила не просто почитать, но и нарисовать ей пушкинское «Лукоморье». Её бабушка изобразила, что могла, и услышала в ответ: «Ты забыла про избушку на курьих ножках и русский дух». Бабушка не растерялась – и на бумаге появилась печь, из которой валил дым – «русский дух»…

Когда внучка писателя подрастёт, ей непременно стоит показать рукописную книгу Геннадия Кудрявцева – концентрат русского духа в чистом виде, как по содержанию, так и по исполнению. Сам автор говорит о своей работе так:

«Нашу русскую культуру надо защищать. Она сейчас подверглась такому натиску всего и вся, что именно в этом я и вижу свою задачу. Когда пошли нападки на книгу, разговоры о том, что она не нужна, я задумал создать рукописную книгу и собрать в неё максимальное наследие наших талантливых писателей, поэтов, музыкантов, композиторов, архитекторов, художников, и создать о них такие страницы – кому-то больше, кому-то меньше».

Автор выставки Геннадий Кудрявцев.
Автор выставки Геннадий Кудрявцев.
Фото Владимира Юрченко

Часть готовых страниц уже знакома белгородскому зрителю по предыдущим выставкам. В новую экспозицию, открытую в Год литературы, вошли 25 работ, посвящённых истории русской словесности: начиная с периода становления славянской письменности, художник ведёт нас к золотому веку русской литературы, обращается к поэтам серебряного века и знакомит с поэтами, «незаслуженно забытыми»… Листы были созданы с 2013 по 2015 годы и ранее не экспонировались.

Главному герою дня, Пушкину, Кудрявцев посвятил несколько страниц. На них – знаменитый автопортрет писателя в профиль и выполненные им же наброски-силуэты многочисленных родственников и друзей в деликатной переработке Кудрявцева:

«Этот автопортрет считается не только самым известным, но и самым лучшим портретом Пушкина во всём мире. А ведь это именно автопортрет. Но до сих пор никто лучше не смог выразить то, что в нём есть. Поэтому и я очень скрупулёзно и осторожно к нему отнёсся».

Пушкина-графика миру открыл художественный критик и искусствовед Абрам Эфрос, чьи цитаты Кудрявцев тоже помещает на свои страницы, выписывая каждое слово от руки. Для Лермонтова подбирает высказывания академика Виноградова, для поэта Фёдора Абрамова – слова Лихачёва: так листы обрастают текстами и становятся настоящей иллюстрированной энциклопедией русской культуры.

«Тексты я подбирал на своё усмотрение, в здоровом смысле патриотического направления», – уточняет автор.

Кудрявцев отдаёт дань уважения и другим классикам русской литературы, оставившим на страницах своих рукописей и дневников авторские зарисовки, – Лермонтову, Тургеневу, Толстому и другим. Посвящённые им листы составляют цикл «Писатели «рисуют».

«Россия неисчерпаема талантами. Это мой вклад в сохранение нашего богатейшего наследия, – говорит художник. – Я хочу показать, как замечательно владели наши писатели и поэты рисунком, как здорово они это делали. Это также пример для тех писателей, которые перестали писать от руки».

В самых свежих листах Геннадий Кудрявцев обращается к Анне Ахматовой, Алексею Кольцову, Николаю Рубцову, Николаю Рыленкову.

«К поэтам у меня отношение особое, – поясняет автор. – Их искусство идёт издревле, с тех пор, когда письменности ещё не было. Поэзия – концентрат смысла: когда нужно сказать максимум, используя минимум слов… Мне очень хочется проиллюстрировать чьё-нибудь произведение. Знаете, иногда у какого-нибудь поэта прочитаешь стихотворение – и целая картина в голове рождается, композиционно наполненный графический лист. Но для этого нужно много времени».

К созданию рукописной книги Кудрявцев подошёл основательно: годами он перенимал опыт древних мастеров, изучая их рукописи в многочисленных библиотеках, архивах и монастырях. Отыскивая старинные манускрипты, художник старательно переписывал и перерисовывал из них всё, что мог, – буквицы, отрывки текстов, орнаменты, которые позже, будучи модифицированными, и легли в основу его собственной работы.

«В архивах манускрипты руками трогать нельзя, фотографировать тоже. Вот я и делаю перерисовки: не срисовыванием занимаюсь, а перерисовываю, – объясняет Кудрявцев. – Потом добавляю какие-то свои элементы, развиваю тему. Так сохраняю преемственность».

В процессе работы художник обращался в том числе к древнеегипетским письменам и календарю инков. Но, узнавая больше о других культурах, Кудрявцев всё более укреплялся в мысли о необходимости сохранять свою. Так, на выставке увидим страницы, посвящённые древнерусским книжникам, первому книгопечатнику Ивану Фёдорову, истории появления и развития книжного знака… А ещё иностранным словам и выражениям, прижившимся в нашей речи, для которых Кудрявцев не поленился выписать их русские эквиваленты (например, a la, что значит «на манер»).

«Ещё Пушкин говорил, что мы «французим», а нам это совсем не надо: мы – русский народ… Сейчас столько иностранных, английских слов в речи – иногда слушаешь и не понимаешь, – сетует художник. – Я всегда повторяю слова Сократа, который сказал: чтобы уничтожить народ, нужно уничтожить его культуру. Поэтому нам надо нашу культуру сохранять!».

Геннадий Кудрявцев говорит, что работа его ещё не закончена. И надеется, что однажды эти рукописные страницы будут изданы и обретут настоящий книжный формат.


для комментариев используется HyperComments