В 1829 году здешний житель Даниил Бокарев изобрёл способ получения из семечек подсолнечного масла. И гораздо на этом преуспел. Преуспели на семечках и Гайворонские: 16 их представителей уже поставляют продукцию семейного предприятия на рынки Белгородской и Воронежской областей. А недавно открыли ещё и кондитерский цех.
Ушли в бизнес
У Гайворонских в Алексеевке – глубокие родовые корни. Здесь жили их деды-прадеды… Глава семьи Александр Иванович в советское время работал на железной дороге. Был старшим мастером погрузо-разгрузочных работ. А в перестроечное время, когда остался без работы, занялся торгово-закупочным бизнесом. Надо же было на что-то содержать семью – у них с женой Галиной двое детей: Сергей и Ирина.
Сын после школы окончил сельскохозяйственный колледж и, работая бухгалтером на заводе железобетонных конструкций, заочно получал высшее образование в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики. А когда завод обанкротился, Сергей устроился бухгалтером на оптовую базу. И в течение четырёх лет накапливал ценный опыт торговой деятельности на свободном рынке.
В 2005 году на семейном совете решили Гайворонские создать своё предприятие.
– Отец в то время занимался заготовкой и продажей мяса. Когда встал вопрос об открытии семейного дела, то мы недолго думали, чем заняться, – рассказывает Сергей. – Рынок к тому времени я знал хорошо. И заинтересовала нас такая позиция, как семечки подсолнечника. Бизнес этот был новый, на рынке практически не было конкурентов.
Чтобы открыть совместный бизнес, отец с сыном пошли на большой риск – продали квартиру и взяли кредит. Закупили оборудование для обжарки и упаковки семечек. Оформили все необходимые документы и открыли свой первый цех – прямо на частном подворье.
Развитие
Работали втроём – Александр Иванович, его жена и сын. Но уже через полгода увидели, что есть перспектива развития, и начали принимать людей.
– Первыми нашими работниками были родственники, – вспоминает Сергей. – Геннадий Владимирович Шабель обжаривал семечки, а его супруга Екатерина Григорьевна упаковывала. Мы с отцом занимались поиском сырья и реализацией продукции.
Ещё через полгода Гайворонским пришлось сделать упор на качество. Дело в том, что, несмотря на автоматизированную калибровку, в семечках всё равно оставалось немного мусора. И тогда предприниматели стали вручную дорабатывать сырьё перед прожаркой и упаковкой. Для этого наняли на работу ещё шесть человек.
Вначале поставляли свою продукцию белгородским оптовым базам. Однако вскоре Гайворонские поняли, что это им невыгодно.
– Базы – это такой сегмент рынка, в котором очень большая линейка товаров. И если более «раскрученная» продукция попала на реализацию, то база будет заниматься именно ею, а не нашими семечками. И наша продукция стала потихоньку вытесняться, – рассказывает Сергей. – Этот момент мы уловили и занялись саморазвозом нашей продукции. Снова взяли кредит, купили шесть автомобилей «ИЖ-пикап», наняли 10 торговых представителей и поставили им задачу: чтобы в каждую точку не с базы шёл продукт, а от нас напрямую. Так потихоньку мы стали развивать сеть своими силами. Это дало очень сильный толчок нашему бизнесу. И мы уже не просили базы: пожалуйста, продайте наш товар! За год почувствовали огромную перспективу. И поняли, что строить работу нужно именно так.
Сейчас продукция Гайворонских распространяется практически по всей Белгородской области и охватывает как минимум треть Воронежской. У них работает 16 торговых представителей. Есть филиал в Белгороде, где трудятся сразу 4 представителя.
По пути качества
Останавливаться на достигнутом отец и сын Гайворонские не собираются. В 2012 году расширили предприятие. В селе Ильинка Алексеевского района построили новые цеха, офисное здание. Купили оборудование по производству печенья и открыли кондитерский цех. В нём 37 человек производят более 100 наименований печенья, бисквитов, мини-тортиков и бисквитных рулетов.
– Рынок перенасыщен печеньем, – объясняет Александр Иванович. – Но у нас всё натуральное, и мы делаем очень качественную продукцию. Продукция эта, естественно, дороже, но тем не менее находит своего покупателя. И спрос всё увеличивается. Это же касается и семечек. Применяем самые лучшие сорта и самые современные технологии.
На сегодня у Гайворонских уже 89 наёмных работников. Предприятие аттестовано по международному стандарту менеджмента качества пищевой промышленности ISO, и потому предприниматели видят перспективы даже в выходе на международный рынок.
Социальная составляющая
Для своих работников Гайворонские помогли организовать профсоюз. За счёт него детей отправляют в оздоровительные лагеря. Организовывают различные мероприятия. И отдельной строкой у алексеевских предпринимателей – благотворительность. Они помогают Красному Кресту. Перечисляют деньги в благотворительный фонд на социальное развитие населения. Для Ильинской средней школы закупили тренажёры. Помогают в строительстве храма и много ещё чего.
Александр и Сергей Гайворонские всем своим видом излучают уверенность. В движениях скупые. Немногословные. Люди дела.
– Неужели не боялись дело своё открывать? – спрашиваю их.
– Опасения были, – отвечает Александр Иванович. – Но мы всё рассчитали наверняка. А без риска ничего не сделаешь.
– Ну а секрет успеха в чём?
– В чём? – задумываются предприниматели. – Наверное, в единстве. Мы всё вместе делаем. Каждую мелочь обсуждаем. Контролируем. Стоит контроль отпустить – и всё! Ну и доверяем друг другу. У нас на предприятии 20% работников – наши родственники. Своего рода – семейный бизнес.