Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 января 2021,  14:53

Как живые. Почему грайворонская мастерица предпочитает валять из шерсти зверюшек

Как живые. Почему грайворонская мастерица предпочитает валять из шерсти зверюшекФото: Анна Емельянова
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В прошлом году руководитель коллектива самодеятельного искусства Грайворонского дома ремёсел Ирина Пищенко стала лауреатом конкурса «Молодость Белгородчины» в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

Награду ей вручили вполне заслуженно: её игрушки из войлока – белочки, лисички и другие животные – выполнены на высоком профессиональном уровне и выглядят просто очаровательно. Мы узнали, как умелице удалось достичь такого мастерства и каким образом она создаёт свои чудесные творения.

Попробовала всё

Ирина Пищенко родом из села Доброго Грайворонского городского округа. С раннего детства она увлекалась рукоделием: вышивала нитками и бисером, мастерила из папье-маше, шила. Во многом развитию её хобби способствовала мама Анна Вениаминовна Анпилова – учитель труда и изобразительного искусства в Добросельской школе. Часто девочка создавала свои поделки вместе с матерью.

«Я, наверное, попробовала всё, что только было под рукой. Всё мне было интересно, и даже не столько рисовать, сколько делать что‑то руками. Одно время меня увлекала миниатюра: нравилось расписывать что‑то крохотное кисточкой в пару ворсинок. Также и крестом вышивала очень мелко. Пробовала и батик, и коклюшечное кружевоплетение», – перечисляет Ирина.

Неудивительно, что после девяти классов сельской школы девушка поступила в Белгородский колледж искусств и культуры на мастера декоративно-прикладного творчества, а по окончании учёбы устроилась на работу в Добросельский клуб руководителем кружка. После колледжа она заочно получила ещё и высшее художественное образование. А когда учредили Грайворонский дом ремёсел, молодая мастерица перешла работать туда.

Как живые. Почему грайворонская мастерица предпочитает валять из шерсти зверюшек - Изображение Фото: Анна Емельянова

Пробы и ошибки

О валянии из шерсти умелица узнала в 2010 году – увидела фотографии работ в Интернете. При валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный однородный материал. С помощью этой техники можно создавать самые разные формы.

Десять лет назад информации о войлоковалянии было очень мало, а материалов и того меньше. Не было мастер-классов, так что постигать основы приходилось методом проб и ошибок.

«Сейчас я понимаю, что мои первые работы были весьма средненькими, недоваляными, хотя на тот момент они казались мне хорошими, – признаётся Ирина. – Но я всё же решила полноценно заниматься сухим войлоковалянием. Есть ещё мокрое валяние – одежда, валенки, перчатки, шапочки и шарфики. Всё это делается при помощи тонкой шерсти, мыла и физической силы».

Пищенко использует разную овечью шерсть. Существует ещё акриловая шерсть, но с ней девушка не работает. Акрил скрипучий, плохо сваливается и при этом стоит столько же, сколько натуральный материал.

«Первая шерсть, с которой я работала, была российского производства. Сейчас использую и зарубежную. В основном заказываю всё в Интернете. В обычном магазине и иглы посредственные, и шерсть так себе, с большим количеством сора, – сетует мастерица. – Зато в целом сейчас всё доступно, нет недостатка ни в материалах, ни в мастер-классах. Есть очень много мастеров, которые готовы поделиться своей техникой и своими секретами».

Как живые. Почему грайворонская мастерица предпочитает валять из шерсти зверюшек - Изображение Фото: Анна Емельянова

Не для игры

Умелица рассказала, что проще всего валять шарики, например, бусины для украшений или одно-
цветные ёлочные игрушки. Но если сделать на шарике ещё и объёмное изображение из шерсти, то сложность многократно возрастает.

Валяние – очень долгий процесс: на одну маленькую игрушку уходит около 10 часов непрерывной работы. А большое изделие требует 40 часов труда. У Ирины на крупное изделие уходит от одной до полутора недель, так как она ещё ведёт валяльный кружок для детей.

Например, работа над игрушечным бычком заняла около 35 часов. Ручки и ножки телёнка – на креплениях, поэтому могут двигаться, и хвостик на каркасе можно загибать в разные стороны. Такие игрушки – не игровые, обычно их не дают малышам. Сваляные изделия считаются коллекционными, потому что на их изготовление уходит очень много времени и получаются они весьма дорогостоящими.

«Однако если взрослые могут себе это позволить, то могут и отдать войлочную игрушку детям, так как всё‑таки такие изделия довольно прочные, – заметила Ирина. – Единственный минус – их нельзя стирать, так как игрушка может не досохнуть внутри до конца. Также очень многие работы утяжеляют внутри специальным металлическим гранулятом, и он может дать ржавчину. Чистить их рекомендуют только щёткой или пылесосом».

Как живые. Почему грайворонская мастерица предпочитает валять из шерсти зверюшек - Изображение Фото: Анна Емельянова

Зайчики и мишки

Перед тем как приступить к валянию, Ирина Пищенко находит нужный образ. Она просматривает очень много фотографий настоящего животного.

«Из Интернета ничего стараюсь не брать. Во‑первых, это плагиат, во‑вторых, что‑то своё, придуманное лично, куда более ценно. А скопировать может каждый, – считает рукодельница. – Шерсть – очень тёплый, податливый материал, который хорошо сваливается между собой. Мне кажется, из шерсти можно сделать всё что угодно».

Всё начинается с простого шерстяного шара. В этом шаре девушка делает глазницы, вставляет бусинки-глазки, приваливает носик, щёчки, веки, ушки. Та же технология с туловищем.

«Одной из первых удачных работ стал зайчик в красной рубашке. Ему уже много лет, но я его никому не отдаю и не продаю. Его глазки я сама делала из полимерной глины, а потом покрывала лаком», – демонстрирует игрушку автор.

Мастерица предпочитает анималистичные сказки, то есть те, где главные герои не люди, а животные, и считает, что эта тема для валяния очень удачная. Её дипломной работой была сказка «Кот и лиса». Пищенко делала оттуда пять персонажей в русских костюмах: кто‑то был с платком, кто‑то в рубашке, кто‑то с тканым поясом. Была у неё и тётя Кошка из «Кошкиного дома» Самуила Маршака. А сейчас есть и лисичка с хитрыми глазами, и белочка в кокошнике и сарафане из сказки о царе Салтане Александра Пушкина, которой не хватает только орешков с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами.

Одна из самых непростых работ на данный момент – это медведь. Ирина старалась сделать не мультяшного косолапого, а натурального, с подлинными пропорциями:

«Долго лепила ему нос и когти из запекаемой полимерной глины, делала переходы цвета шерсти при помощи разных коричневых оттенков, благо, у меня для этого материалов хватает. Так что он у меня сложный, но самый любимый».

Как живые. Почему грайворонская мастерица предпочитает валять из шерсти зверюшек - Изображение Фото: Анна Емельянова

Это интересно

  • Лидерами в производстве шерсти считаются Китай, Австралия, США и Новая Зеландия, а шерстяные породы овец составляют около 90 % от всего мирового поголовья.
  • 10 килограммов овечьей шерсти позволяют получить нить длиной около 6 тыс. километров.
  • Возраст самой старой шерстяной одежды, обнаруженной археологами, – 3,5 тыс. лет. Она была найдена в Дании.
  • Овечья шерсть – огнестойкий материал. Поэтому входит в состав профессиональной огнеупорной одежды.
  • Из шерсти была сделана наиболее древняя найденная игрушка – медвежонок, изготовленный неизвестным умельцем около 4,6 тыс. лет назад.
  • Шерстяную одежду ест не взрослая моль, а её личинки.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×