Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 января 2021,  13:52

Какие премьеры подарят зрителям ровеньские самодеятельные артисты

Какие премьеры подарят зрителям ровеньские самодеятельные артистыНадежда Калитченко
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

У театральной студии «СемьЯ» в посёлке Ровеньки есть традиция: каждый год 31 декабря дарить зрителям премьеру.

Самодеятельные артисты надеялись продолжить её и в 2020-м: к концу года постановка по пьесе Ольги Степновой «Артистка из Кукушкино» была готова. Однако показ нового спектакля – впервые за 23 года существования студии – не состоялся из‑за ограничений. Но режиссёр коллектива Надежда Калитченко, как и все студийцы, надеется: премьера в родном зале Центра культурного развития в Ровеньках обязательно будет – как только разрешат.

Время оглядеться

«Можно показать спектакль в записи, но эффект совсем не тот, – говорит Надежда Николаевна. – Премьера должна быть премьерой – настоящей, со зрителями. Для того самодеятельность и работает».

Пока же, чтобы не скучать в ожидании, записывают видеоанонс – своего рода трейлер спектакля. Зрителей, кстати, на спектакли в ЦКР заманивать не приходится – билеты на постановки раскупают за день-два.

Вообще же, Надежда Калитченко к ограничениям из‑за эпидситуации относится философски. Весенний карантин, говорит, дал возможность остановиться среди бесконечной суеты, оглядеться вокруг, поискать материал для постановок. В этот период режиссёр и выбрала пьесу «Артистка из Кукушкино», и исполнительница для главной роли есть – Нина Шепелева.

Театральный график в ЦКР довольно плотный: дважды в неделю собираются на репетицию участники студии «СемьЯ» и ещё дважды – юные артисты из студии «Дети из капусты» (ею тоже руководит Калитченко).

Найти подходящую пьесу – это полдела, нужно ещё адаптировать под свой коллектив. В студии «СемьЯ» 16 самодеятельных артистов – от 30 до 70 лет, и каждый мечтает о роли.

«Таких пьес, с большим количеством действующих героев, мало, – рассказывает Надежда Николаевна. – Поэтому я написала им «Лавку желаний». Это волшебная сказка, в которой у каждого есть роль».

«Ханума». Константин Кравцов и Эльмира Симонян «Ханума». Константин Кравцов и Эльмира Симонян

Необыкновенные люди

Когда‑то такой волшебной сказкой для Надежды Николаевны стал спектакль Луганского драмтеатра «Фараоны» по пьесе Алексея Коломийца, который она школьницей посмотрела в родном посёлке в Новопсковском районе. Тогда и выбрала себе театральную профессию. После окончания Луганского культпросветучилища создала коллектив, с которым по культурному обмену приезжала из Ново­пскова в Ровеньки:

«Дообменивались, – улыбается она. – Вышла замуж и осталась жить в Ровеньках».

Здесь в 1997 году Калитченко стала заново собирать театральный коллектив. Поначалу участниками были сотрудники ровеньского ЦКР – семь человек, потому и возникло название «СемьЯ». Затем подтянулись творческие люди извне: из местной библиотеки, районной администрации, с маслозавода. Людей разных возрастов, профессий, жизненных взглядов объединить было непросто. Но ведь они все любят театр – а это немало.

«Наши артисты – очень хорошие люди, – не жалеет добрых слов режиссёр. – Каждый – не­обыкновенный. У них хватает забот и в семье, и на работе. Но всё равно спешат на репетиции. Потому что здесь отдушина, общение».

Первые лет десять Надежда Николаевна сама писала сценарии, это были простые постановки-мюзиклы. Но ведь всегда хочется расти. Такой точкой роста для студии стал первый серьёзный спектакль – «За двумя зайцами» по пьесе Михаила Старицкого. Зрители приняли его на ура. Да и артистам понравилось работать с классическими текстами. Вскоре после той постановки коллектив получил звание народного.

Сейчас в кабинете режиссёра в ЦКР на стене висят десятка два афиш: гоголевская «Ночь перед Рождеством», «Бабий бунт» по Шолохову, «Свадьба в Малиновке» Александрова, «Беда от нежного серд­ца» по Соллогубу, «Ханума» Цагарели, «Дона Флор и два её мужа» Жоржи Амаду. Эти постановки – летопись студии «СемьЯ». Наверное, у зрителей-ровенчан есть свои особенно любимые постановки. А На­дежде Калитченко дороги все спектакли. Ведь каждый из них – это кусочек жизни. Тех самых «Фараонов» здесь тоже ставили – в 2013 году. А в 2017-м, на своё 20-летие, студия представила зрителям бенефис по десяти спектаклям.

«У нас много комедий, – говорит Калитченко. – Не потому, что это мой любимый жанр, на­оборот, не всегда хочется смеяться. А потому, что зритель приходит на спектакль отдохнуть. Хотя и в комедии мы стараемся найти смысл, воспитывать не назидательно».

«Играем по-французски». Владимир Калитченко, Руслан Ляпин, Руслан Удодов «Играем по-французски». Владимир Калитченко, Руслан Ляпин, Руслан Удодов

Гастроли по школам

«Дети из капусты» выросли из театрального кружка – около десятка школьников. С 2007-го коллектив начал выезжать на конкурсы, и потому этот год считается годом его рождения. Название возникло из желания верить в волшебство:

«У нас лозунг: «Верим в сказку, верим в чудо, верим в Деда Мороза», – улыбается Надежда Калитченко.

Детская студия тоже старается ежегодно выпускать премьеру. В 2019-м объездили многие сёла Ровеньского района: выступали со сказкой «Волк и семеро козлят» в школах и детсадах.

В минувшем году «Дети из капусты» взялись за серьёзный драматургический материал – пьесу по роману Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Это история о мальчике, который болен раком. Узнав, что ему осталось жить 12 дней, Оскар пишет письма Богу.

«Я спросила детей: скажите честно, мы сможем взяться за эту пьесу? – говорит режиссёр. – Некоторых смутило, что мало текста – там вся нагрузка на главного героя. Я боялась, что во время репетиций не занятые в сцене ребята будут скучать за кулисами. Ничего подобного! Такая тишина! Оскара будет играть Даша Фомичева, очень серьёзная, глубокая девочка».

Детский коллектив периодически обновляется – участники вырастают. В выпускных классах у них уже совсем нет времени ни на что, кроме подготовки к экзаменам. Впрочем, некоторые из выросших «деток» продолжают заниматься во взрослой студии.

«Беда от нежного сердца». Юлия Шилова и Руслан Удодов «Беда от нежного сердца». Юлия Шилова и Руслан Удодов

Театр – это коллективное искусство, напоминает Калитченко:

«Нам есть чем похвалиться по сценографии благодаря художникам Татьяне Скубиной и Константину Сыкало. Они делают декорации. Костюмы шьёт Татьяна Решетнякова. Да и зрители во время спектакля, можно сказать, часть коллектива. Из зала такая энергетика идёт! Мы, когда собираемся, рассматриваем фотографии со спектаклей, видим, какие внимательные лица у зрителей. А зрители-дети помогают героям, переживают. Значит, что‑то в детскую душу мы заронили. И взрослые на спектакле бывают как дети порой».

Так что неудивительно, что театральные коллективы ровеньского Центра культурного развития предпочитают живое выступление виртуальному. Видео­премьера спектакля не даст тех эмоций ни артистам, ни зрителям.

У самодеятельных артистов нет соответствующей профессиональной подготовки. Они играют душой, говорит Надежда Калитченко:

«Когда человек получает свою роль, он буквально купается в ней».

И каждый неизменно волнуется, выходя на сцену. Перед спектаклем артисты традиционно берутся за руки и напутствуют друг друга: «С богом!» Ради таких моментов они и спешат на репетиции после рабочего дня.

«Мне однажды сказали: у тебя три семьи – дома, на работе в ЦКР и театральная, – признаётся Надежда Николаевна. – Так и есть. Куда бы я ни пришла, мне везде хочется быть».

Фото из личного архива Надежды Калитченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×