Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 августа 2020,  11:33

Зачем фотографируют места, облик которых противоречит понятиям привлекательности

Зачем фотографируют места, облик которых противоречит понятиям привлекательности
  • Белгородская правда

Народной мудростью «То, что естественно – не безобразно» многие столетия руководствуются художники и прочие ценители искусства, умеющие видеть красоту во всём, что создают человек и природа.

Тему исследовали в разных трудах писатели и философы: от «Эстетики безобразного» Иоганна Карла Розенкранца (1853) до «Истории уродства» Умберто Эко (2007). Красота, скрытая в том, что на первый взгляд кажется несовершенным, привлекает внимание теоретиков искусства, социологов.

«Нередко случается так, что уродливые трущобы, пустынные улицы, заброшенные дома, монотонные городские ландшафты и банальная застройка спальных районов необъяснимым образом приобретают эстетическую ценность в глазах художников или случайно оказавшегося в этих неприглядных местах прохожего, – говорит кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Белгородского художественного музея Наталья Гончаренко. – Например, как отмечает социолог Анна Желнина, иностранные туристы часто фотографируют не только городские достопримечательности, но и помойки, общественные туалеты или бездомных на улице, формируя таким образом своё представление о городе».

Даже мусор нередко становится важной составляющей городской среды. Французский художник Арман, желая отражать в своём творчестве общество, в котором живёт, пришёл к оригинальному выводу: «Именно разнообразный мусор может лучше всего рассказать о повседневной жизни общества».

Подавляющие масштабом хмурые промзоны, крупные объекты недостроя, разнообразные глухие окраины, микрорайоны советских типовых пятиэтажек в провинциальном городе и прочие места из серии «богом забытые», хоть те же мусорные свалки – при внимательном взгляде всё может стать искусством в жанре «урбан-декаданс». Покосившаяся опора ЛЭП без проводов в лучах заката, поросшие травой ж. ‑д. пути – это не только уныние, но и позитивная пастораль.

Умение видеть прекрасное – не худшее свойство души человека. Руководствуясь примерно этим принципом, в 2014 году два молодых нижегородца Георгий Федосов и Евгений Здонглов основали в Интернете сообщество любителей этого жанра.

Начали с фотопрогулок по окраинам своего города. Сегодня в сообществе «Эстетика зеленей» (название несколько перефразировано, дабы редакцию не оштрафовал за использование нецензурной лексики Роскомнадзор. – БП) сотни тысяч читателей со всего мира. По словам администраторов интернет-сообщества, каждый день присылают по 200–300 снимков. На обозрение выставляют не всё. Есть жёсткое требование: работа должна быть художественной.

Ещё один аспект – история. Облик местности, в которой живёт человек, влияет на его формирование как личности. А в целом и всего сообщества. Хорошо ли это применительно к России, мы сейчас судить не будем. Но от своей истории отказываться нет никакого смысла.

Фотографии в сообщество шлют и белгородцы. Представляем фотоподборку избранного. Есть ли в изображённом красота и достойна ли она внимания – судить читателю.

А можно попробовать и самому. Одеться по‑походному, взять фотоаппарат, бутерброды и термос. И отправиться гулять туда, где делать это даже в голову не приходило.

Фото Белгорода и Старого Оскола из интернет-сообщества о романтике городских окраин

Зачем фотографируют места, облик которых противоречит понятиям привлекательности - Изображение
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×