Английский каждый день. Белгородская гимназия № 12 глазами учеников, учителей и директора
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В преддверии профессионального праздника – Дня учителя корреспонденты «Белгородской правды» побывали в 12-й гимназии Белгорода и узнали, чем замечательно и уникально это образовательное учреждение.
Первая лингвистическая
В сентябре 1959 года в Белгороде на улице Северной открылась школа-восьмилетка № 12 на 400 ученических мест. Возглавил её фронтовик, учитель русского языка и литературы Пётр Корчагин.
Вскоре школа переросла в среднюю общеобразовательную. В 1966 году Северную переименовали в улицу имени Фёдора Хихлушки – в память о милиционере-кинологе, погибшем при исполнении служебного долга.
В 1969-м образовательное учреждение первым в Белгороде получило статус школы с углублённым изучением иностранного (английского) языка. Это событие, в общем‑то, определило дальнейшую её судьбу и славу одной из сильнейших лингвистических школ города.
Шло время, менялись директора. Статус гимназии, полученный школой в 1995-м, официально закрепил позиции на образовательном пространстве.
Каждый на виду
Сегодня этот район – практически центр Белгорода. С улицы Попова, напротив областной универсальной научной библиотеки, сворачиваем на улицу Хихлушки, где с частным сектором соседствуют высотки. За одной из них располагается компактное трёхэтажное здание 12-й гимназии, образец советской послевоенной архитектуры с лепниной на фасаде. Время и ремонт не стёрли с фронтона завет вождя социалистической революции Владимира Ленина: «Учиться, учиться, учиться».
В ухоженном, утопающем в цветах школьном дворе нас встречает памятник Фёдору Хихлушке и собаке Лире – его установили здесь в 2010-м, за год до того, как имя милиционера-кинолога присвоили гимназии.
В коридорах в этот час тихо – как раз начался урок. На первом этаже на скамейках, в ожидании своих первоклашек, тихонько переговариваясь, сидят бабушки.
У директора гимназии Раисы Норцовой уроки на сегодня закончены (она преподаёт немецкий язык). Раиса Александровна с увлечением рассказывает нам о коллегах-учителях, об учениках, о достижениях коллектива. Здесь каждый на виду – 753 ученика и 60 педагогов.
Тридцать лет как один день
Сопровождая нас по уютным, залитым сентябрьским солнцем коридорам, директор с улыбкой вспоминает февраль 1989-го, когда только-только была назначена на должность:
«Я знала, что здесь работают маститые педагоги. Но приехала знакомиться со школой и ахнула: в центре города – деревня, – с улыбкой вспоминает Раиса Александровна. – Частный сектор кругом, асфальта нет, в распутицу к школе не подъедешь. Думала, что не задержусь здесь надолго».
За тридцать лет школа стала для неё родной. Со временем прилегающую территорию покрыли асфальтом, по которому сегодня спешат в гимназию ученики из разных районов города и пригородов. Потому что качество преподавания здесь по‑прежнему на высоком уровне.
Углублённое изучение иностранных языков – главная традиция, на протяжении десятилетий сохраняющаяся в образовательном учреждении. С английским языком дети знакомятся с первого класса – сначала в рамках внеурочной деятельности, затем – на уроках, число которых в расписании к старшим классам увеличивается до шести раз в неделю. С 5-го класса в расписание добавлен немецкий.
В чём, кроме усиленного изучения иностранных языков, состоит особенность образовательного учреждения? Этот вопрос мы задавали ученикам, учителям – всем, с кем удалось поговорить – на переменке и во время урока. Вот что услышали в ответ.
Не выгорать, а гореть и гореть
Раиса Норцова, отличник народного просвещения, победитель городского и лауреат областного этапа Всероссийского конкурса «Директор школы-2011», в числе её наград – орден «Знак Почёта»:
«Я с детства мечтала стать учителем истории, дважды пыталась поступать на истфак – в Курске и Харькове. Оба раза не хватило полбалла. Поработала в Солдатской школе в Ракитянском районе, где мне посоветовали поступить на факультет иностранных языков Белгородского пединститута. Так определилась моя профессиональная судьба».
Вообще мне в жизни везёт на понимающих, отзывчивых людей. Именно в них особенность нашей гимназии. Здесь работают единомышленники, поэтому у нас нет текучести кадров. Выпускники возвращаются в гимназию учителями.
На взаимопонимании мы строим отношения с родителями – многие из них, кстати, сами когда‑то учились здесь.
Главные качества учителя, на мой взгляд – ответственность, прилежание в работе. Останавливаться на достигнутом нельзя. Учитель должен постоянно учиться сам. И даже в маленьком первокласснике видеть личность, независимо от оценок. К такому педагогу дети идут на урок с желанием.
Если наши учителя участвуют в конкурсах профмастерства, это всегда успех. Наверное, поэтому и большинство учеников – мотивированные дети, которые становятся успешными людьми.
По сути, принципам, которые положены в основу региональной стратегии «Доброжелательная школа», мы стараемся следовать все эти годы. Все, кто знакомится с нашей гимназией, говорят: «У вас такая уютная домашняя атмосфера». Это очень важно, чтобы и дети, и взрослые чувствовали себя здесь как дома.
На протяжении многих лет мы сохраняем традицию встреч выпускников. Обычно они проходят в первый выходной февраля, но в нынешний юбилейный для гимназии год мы перенесли её на осень. Думаю, эта встреча выпускников будет такой же интересной и трогательной, как предыдущие. У нас такие таланты в гимназии – и поют, и на гитаре играют!
В День учителя желаю коллегам здоровья, благополучия. Не выгорать в профессии, а гореть и гореть – тогда успешными будут и учитель, и дети, которых он учит.
Учи как Алла Алексеевна
Юлия Булгакова, учитель английского языка, закончила 12-ю гимназию в 2006 году, профессию выбрала по примеру любимых учителей:
«Мне нравится заниматься с детьми, обучать чему‑то новому. Я благодарна своим учителям – Маргарите Витальевне Земан, Галине Алексеевне Косенко. Хочу продолжать их дело. С теплотой и любовью вспоминаю своего классного руководителя Аллу Алексеевну Ищенко. Она была для нас как мама, мы делились с ней самым сокровенным. Когда Алла Алексеевна тяжело заболела, мы с одноклассниками приходили к ней в гости».
Когда Раиса Александровна Норцова принимала меня на работу, сказала: «Учи детей так, как тебя учила Алла Алексеевна».
Для меня гимназия – часть жизни, второй дом.
Духовное родство
Евгения Зенина, отличник профессионально-технического образования России, преподаёт русский язык и литературу, в гимназии трудится 22 года, а общий педагогический стаж – больше 45 лет, она продолжает учительскую династию, берущую начало по меньшей мере в XIX веке:
«Дядя моей бабушки Иоанн Иванович Путилин в 1874 году начинал учителем русского языка в Воронежском духовном училище. Проработал там 25 лет. В каждом последующем поколении у нас были педагоги. Мой отец, Владимир Григорьевич Тупикин, работал директором Принцевской школы в Валуйском районе. Там же всю жизнь трудилась мама, Евгения Ивановна. Педсовет у нас дома был каждый день. Я в детстве даже не задумывалась, кем быть. Конечно учителем!»
Мой муж, Виктор Николаевич, преподавал в вечерней школе, сейчас там работает наша старшая дочь Анна.
Иной раз думаю – вот выпущу этих ребят, и работать уже не буду. Но потом набираю вновь. Страшно оказаться без любимого дела.
Гимназия для меня – это ученики. Причём не всегда отличники, но те дети, в отношениях с которыми чувствовалось духовное родство. Они и после окончания гимназии продолжают звонить, приходить в гости.
В коллективе у нас – демократизм на очень хорошем уровне. Здесь действует пословица «Знай край, да не падай». Дети директора любят, считают своим заступником.
Основа всего
Анастасия Нерубенко, учитель английского языка, работает в гимназии пять лет:
«Профессия учителя, на мой взгляд, основа всего. Остальные профессии невозможны без знаний, а значит, без учителя».
Сейчас в обществе к педагогу относятся как к менеджеру, оказывающему образовательные услуги. Считаю, что это неверный подход. Очень хочу, чтобы вернулось прежнее, уважительное отношение к учителю как к человеку, несущему знания и свет.
Я стараюсь участвовать в разных профессиональных конкурсах, хотя это трудно – соревноваться с опытными педагогами. Но для меня важен этот опыт.
Смысл жизни
Ирина Слюнина, учитель английского языка, дважды становилась победителем конкурса «Лучшие учителя России» в рамках нацпроекта «Образование»:
«Гимназия – это моя жизнь, я работаю здесь 30 лет. В наше время непросто учить детей. К педагогу предъявляются очень высокие требования».
Я в детстве играла в школу, рассаживала игрушки и учила с ними уроки. Сейчас я слышу и вижу своих детей, получаю от них отдачу на уроках. Они потом возвращаются в гимназию и рассказывают, как им в жизни пригодился английский. Поэтому я считаю, что образование – не услуга. Для меня это смысл жизни.
Интерес не пропадает
Елена Беляева, учитель английского языка, заслуженный учитель России, победитель областного и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года» (2007 год), дважды победитель конкурса «Лучшие учителя» в рамках нацпроекта «Образование»:
«Наша школа маленькая, домашняя, уютная. Здесь немножко по‑другому люди работают, нежели в большой школе».
Здесь я стала профессионалом, переняла традиции старшего поколения. Проработать 30 лет и сохранить желание работать и общаться с детьми – это дорогого стоит. Без любви – к своей профессии и детям – в школе вообще делать нечего.
Сейчас в образовании очень много нового. Мир вокруг быстро меняется. Поэтому интерес к профессии не пропадает. Современные технологии позволяют постоянно находиться в образовательном процессе, самосовершенствоваться.
Но за всеми переменами в нашей гимназии осталось главное: она по‑прежнему специализируется на языках и поэтому пользуется популярностью.
Многие наши выпускники поступают в престижные вузы, достигают успехов в жизни. Очень приятно, что они не забывают родную школу.
Как одна семья
Светлана Агафонова, учитель начальных классов – выпускница 12-й школы:
«У меня была замечательная первая учительница – Любовь Викторовна Самойленко. Строгая, справедливая, очень любила нас. А для детей ведь главное – чтобы всё было справедливо!»
Любовь Викторовна оставила такой след в душе, что невозможно было выбрать другую профессию. Мне посчастливилось работать с ней вместе четыре года. Особенность нашей гимназии в том, что мы все как одна семья. Учеников знаем по именам с 1-го по 11-й класс – ведь они все наши дети.
Разумный подход
Елена Кострыкина, учитель английского языка:
«Я стала учителем потому, что хотела приносить пользу обществу. Не воспринимаю профессию как призвание. Главное – правильно, профессионально относиться к тому, что делаешь, постоянно развиваться. Я отношусь к детям с уважением – как к людям, у которых есть своя точка зрения. Поэтому у меня нет ни любимчиков, ни нелюбимых. Всех выслушаю и попробую найти аргументы, чтобы убедить. Отношусь к своей профессии разумно».
Гимназия – достаточно камерное учебное заведение. Дело даже не в количестве детей, а во взаимоотношениях. Директор знает всех детей по именам, здоровается с ними. Большинство учителей знают большую часть детей. Выпускников мы знаем все, даже если не преподавали у них. То есть дети и родители для нас не безликие.
Иностранные языки позволяют раздвинуть горизонты и увидеть другую точку зрения, возможно, поэтому у нас гораздо меньше непонимания между учителями, детьми и родителями.
Знание языка – дополнительный бонус, если хочешь развиваться и вывести свою жизнь на абсолютно другую траекторию. Я убеждена, что личностное развитие должно быть в приоритете у любого человека.
Гимназия – это классно!
Анастасия Пархоменко и Александр Лобынцев учатся в 11-м классе.
Настя мечтает после окончания гимназии поступить на журфак, а Саша в качестве профессионального пути выбрал юриспруденцию – международно-правовой профиль:
«Учиться в нашей гимназии – классно, престижно, – говорят они. – Очень хороший, доброжелательный коллектив учителей. И класс у нас дружный. Предметов, как и учителей, любимых много – английский и немецкий языки, история, обществознание, литература и русский язык».
В День учителя пожелаем преподавателям здоровья и терпения.