Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 сентября 2019,  09:46

Пешком в Святую землю. Какой была церковная жизнь до революции

Пешком в Святую землю. Какой была церковная жизнь до революцииРождество-Богородский женский монастырь в БелгородеФото: Государственный архив Белгородской области
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Советский период предал забвению многие православные традиции Российской империи. Люди продолжали молиться, не все храмы были закрыты. Но притеснения власти изменили старинный уклад. И наша возрождённая православная жизнь в определённых моментах отличается от той, что была до революции. «Белгородская правда» решила заглянуть в прошлое.

Бесценные реликвии

В начале XX века в Белгороде проживало в 14 раз меньше людей, чем сейчас. Однако церквей в городе было почти столько же, сколько и в наше время, да ещё два монастыря.

Многие сёла, которые сейчас насчитывают менее 1000 человек, в то время были большими слободами. И практически в каждой был свой храм. Во многих из них хранились древние реликвии. Например, в Знаменской церкви Яблонова (ныне Корочанский район) имелась набойчатая риза, которую носил священник ещё во времена царствования Михаила Фёдоровича Романова. На стене висел образ Знамения Пресвятой Богородицы, подаренный царём Алексеем Михайловичем. В приходской церкви слободы Пушкарной хранились Евангелие и Апостол с собственноручной подписью царя Алексея Михайловича и антиминс с подписью первого епископа Белгородского.

В дни престольных праздников прихожане тщательно убирали и украшали храмы. После богослужения, на котором присутствовало множество людей, устраивались массовые народные гулянья с угощениями.

Тысячи жителей собирали крестные ходы. Один из самых известных ежегодно шёл из Белгорода в Устинку с иконой Николая Ратного. По преданию, эта древняя святыня спасла жителей села и насельников Николаевской пустыни от набега татар.

Тихвинская церковь в Белгороде Тихвинская церковь в Белгороде / Фото: Государственный архив Белгородской области

«Которые у исповеди не были»

Удивительно, но среди мирян считалось совершенно нормальным причащаться всего один–два раза в год. Происходило это чаще всего в Великий пост. Конечно, монахи участвовали в этом таинстве гораздо чаще. Сегодня мы видим, что многие верующие подходят к Святой Чаше почти каждую неделю. Хотя, конечно, есть люди, которые бывают в храме, но исповедуются и причащаются очень редко.

Что касается исповеди, то с XVIII века до 1917 года на приходах велись исповедные книги. В них содержались посемейные списки прихожан. Документ делился на три графы. Первая – «Кто были у Исповеди и Святого Причастия». В ней ставилась отметка об отсутствии или присутствии человека на таинствах.

Во второй графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием» священник отмечал людей, которые не были на Причастии более года. Если человек не являлся на таинства более трёх лет и не предоставлял документы, объясняющие отсутствие, то об этом надлежало сообщить церковному начальству. Отсутствовавшего могли причислить к раскольникам.

В третьей графе «Которые у исповеди не были» священник рассказывал о том, почему определённые лица не ходят исповедоваться и причащаться. На такого человека могли наложить штраф. Исповедные книги составлялись в двух экземплярах. Один из них хранился в храме, другой отсылали в консистории. В советское время эти документы были сожжены.

Архиерейский дом в Белгороде Архиерейский дом в Белгороде / Фото: Государственный архив Белгородской области

Посох в руке, котомка за плечами

Когда общаешься с жителями белгородских сёл, они нередко рассказывают о своих глубоко верующих предках и добавляют: «Он пешком в Иерусалим ходил». Сегодня мы можем долететь из Москвы до Израиля за четыре часа и даже не представляем, как раньше люди на ногах преодолевали такие огромные расстояния. Кстати, первоначально паломниками стали называть именно тех, кто отправлялся на Святую землю, поскольку оттуда было принято привозить веточки пальмы.

Когда наладилось морское сообщение, верующие стали добираться до Одессы, а оттуда уже плыли на пароходе в израильскую Яффу. Путешествие было дорогостоящим, поэтому деньги для паломника порой собирали всем селом. Человек же в свою очередь усердно молился у святынь за своих собратьев.

В 1882 году в России создали Императорское православное палестинское общество. Оно было призвано содействовать паломникам, отправляющимся на Святую землю, и старалось удешевить поездки. В конце XIX века Иерусалим за год посещали более девяти тысяч жителей Российской империи. Особенно люди стремились встретить здесь Пасху.
Конечно, путь православных странников лежал также и в монастыри России. Вещей с собой много не брали: посох, котомка за плечами, сухари да кружка.

В 1885 году в Санкт-Петербурге стал издаваться журнал «Русский паломник». В нём публиковались духовно-нравственные рассказы, а также очерки, посвящённые путешествиям к различным национальным и зарубежным святыням, описывались храмы и церковные древности.

Паломники не раз посещали и Белгород. В начале XX века епископ Никодим (Кононов) создал музейную экспозицию, посвящённую святителю Иоасафу. Сюда на экскурсии приезжали жители Харькова и Курска.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×