Щи да каша – пища наша!
Что ели на обед наши предки – строители и защитники Белгородской черты
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Откуда есть пошла Белгородская земля? Зачем на южных рубежах Русского царства в XVI – XVII веках были построены заградительные сооружения длиной 800 километров, названные Белгородской чертой? Как появились города Белгород, Валуйки, Короча, Старый Оскол, Хотмыжск, Царёв-Алексеев? Как наши далёкие предки защищали Русь от врагов? В каких храмах они молились и каких животных разводили?
Об этом и многом другом рассказывает увлекательная детская энциклопедия «Белгородская черта». А сегодня мы публикуем главу из этой энциклопедии – о том, что ели на обед строители и защитники Белгородской черты.
Постное и скоромное
У наших предков не было газовых плит и микроволновых печей. И холодильников тоже не было. Печи топили дровами, питались в основном тем, что давала природа-матушка. Вот и во времена Белгородской черты на столе у её строителей и защитников главными блюдами были щи да каша – простые, дешёвые, но вкусные и полезные.
Почти в каждом дворе была корова, и не одна, поэтому молочные продукты часто были на столах у жителей и защитников черты. Из домашней птицы больше разводили индеек и гусей.
«Меню» зависело от того, какой день – постный или скоромный. В православном календаре четыре больших поста – Рождественский, Великий, Петров и Успенский, да ещё много однодневных постов. В итоге на год постных дней набиралось больше 200! В пост нельзя есть мясо и другую животную пищу (молочные продукты, яйца и т. д.), а в особо строгие постные дни запрещена была даже рыба.
В скоромные – непостные дни – можно было лакомиться мясом, маслом, молоком, сладостями и выпечкой. А ещё в обычной жизни людей были приняты целые циклы обрядовых песен, уходящих корнями своими в седую древность, которые пелись в зависимости от события: рождения, сватовства, свадьбы, похорон, ухода на службу или празднования церковных праздников.
С грибами и фруктами
Щи да каша – пища наша: недаром эта поговорка возникла на Руси. Привычные нам борщи больше варили на Украине, а на Руси очень любили щи – суп, заправленный капустой, щавелем и другой зеленью. А каши варили разные – пшённые, перловые, пшеничные, гречневые, из ржи и ячменя. Часто – с грибами и фруктами.
… И солёные огурчики!
Очень любили в те времена солёные и мочёные продукты: капусту, огурчики, грибы. Их солили и замачивали в больших бочках, которые стояли в погребах и сенях (так называлось помещение в избе между крыльцом и жилой частью дома). А поскольку в те времена более половины площади нашей местности занимали леса, то часто за грибами и ягодами ходили семьями, при этом запасы приносили из лесу огромные. Например, грибы собирали целыми телегами, а не лукошками.
Компоты и узвары
А ещё в лесу собирали яблоки и груши, из которых варили компоты и кисели. Ягоды, яблоки и груши сушили на покатых крышах на больших противнях – получались знакомые нам сухофрукты.
Узвар – компот из сухофруктов – был очень популярным напитком. Он утолял жажду, сохранял здоровье. В узваре много витаминов, но для того, чтобы компот сохранил полезные свойства сухофруктов, его нужно было правильно готовить.
Правильные узвары не варились долго. Чаще всего хозяйки заливали сухофрукты кипящей водой и настаивали их несколько часов. Или варили всего несколько минут. При долгой варке витамины и полезные вещества разрушаются. А кислинку узварам придавали с помощью смородины и других ягод.
Множество кустов лещины в наших лесах давало большой урожай орехов.
А вы про тёрн знаете?
Одно из забытых, но очень популярных на Белгородской черте блюд – маринованный тёрн. Про эти ягоды из семейства сливовых сейчас мало кто знает, а они до сих пор растут в наших лесах и на пустырях.
Ещё популярное белгородское блюдо – пироги с горохом и фасолью. Они могли долго храниться без холода, и потому воины брали их в качестве «сухпайка» на службу и в дальние поездки.
Лечебные травы и коренья
В лес люди ходили не только за ягодами и грибами, но и за лечебными травами и кореньями. Нередко под потолками изб были развешаны большими пучками сушёные травы – а как иначе, если других лекарств не было, а лечиться надо. Траволечению люди научились много тысяч лет назад.
Рыбные места
Города-крепости Белгородской черты в основном стояли на водоёмах или неподалёку от них и, конечно же, жители поселений занимались рыболовством. А рыбы в те времена было видимо-невидимо. Щуку, сома, леща, карпа, карася и много других рыб можно было поймать в белгородских водах. С Дона белгородцы привозили на бударах (лодках, выдолбленных из целого ствола дерева) деликатесы – азовскую осетрину, икру, балыки.
Чем ливенцы мост обломили
Женщины из служилого сословия, в отличие от крепостных соседок, хорошо готовили. Стол у них хоть и был небогатый, но разнообразный. Многие старинные кушанья можно было попробовать именно в однодворческих семьях. Например, саламату – густой, как каша, молочный суп. Готовили его так: кипящее молоко заправляли мукой и распаривали в печи. Иногда туда добавляли каймак (жирные сливки, настолько густые, что ложка в них стояла!).
«Ливенцы саламатой мост обломили, то есть ехали встречать воеводу или баскака и везли в подарок по горшку саламаты с каждого двора», – указывал, разъясняя значение этого слова, известный писатель, учёный и собиратель фольклора Владимир Даль в четвёртом томе своего «Толкового словаря живого русского языка». Саламата была обычной пищей воинов в степных походах.
Ещё часто готовили суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пшеничной мукой.
Ситный хлеб и холодец
Очень самобытно выглядело праздничное угощение: садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хозяйка тут же выносила блюдо с нарезанным тёплым хлебом-ситником (так называли хлеб, испечённый из муки, просеянной сквозь сито), политым коровьим маслом, а хозяин обносил гостей угощением. При этом пили все из одной чарки.
Следующее блюдо – холодец, залитый домашним квасом, на манер окрошки. А уже потом ставили другие закуски, смотря по зажиточности. Но обязательными были жирная лапша и молочная каша на десерт.